Upgrade детдома
15.10.2010
Когда говорят о жизни детей-сирот, или детского дома,то чаще всего почему-то вспоминают отсутствие инвентаря, недостаток одежды, игрушек, текущие крыши, но мало кто говорит о том, что все-таки главное не то, что находится снаружи и явно видно, а то,чего нет внутри. В первую очередь надо обратить внимание на тех, кто работает рядом с детьми,от кого зависит, каким завтра сирота выйдет из детского дома,и кем он будет - просто выпускником, который без борьбы поступил в ПТУ, и живет в общежитии, или настоящий бойцом, гражданином самого себя и своей жизненной территории, умеющим не только заваривать чай и отделять кефир от ряженки, но и быть устремленным в самореализацию. Тогда и адаптация такого выпускника будет успешной, и не надо будет тратить огромных добровольческих сил и средств для его интеграции в общество. Это самый важный и главный вопрос. Кто отвечает за качества качеств выпускника детского дома?
Ответ прост - за умения, навыки, знания отвечает воспитатель детского дома, он так же отвечает и за то, какой уровень образования будет у выпускника на выходе из сиротского учреждения. Но сейчас вокруг детского дома находится целая армада тех, которые помогают воспитателю ничего не делать, подменяя его функции, освобождая его от ответственности за свой некачественный труд. При этом отстраняя от его же обязанностей, законных и оплачиваемых. Почему-то принято считать, что спасти сирот может кто-то со стороны, и воспитатель - это просто человек, который тусуется рядом с сиротами, как будто ему нечем заняться. Он получает небольшую зарплату, но всегда рядом, правда не всегда в качестве специалиста, а просто рядом.
Эта практика привела к тому, что мало кто хочет вкладываться в воспитателя, по сути главного человека в подготовке сироты к новой жизни, начиная с младших классов и заканчивая в старших, на выходе в новый мир. Воспитатели часто жалуются на то, что на них практически никто не обращает внимание, на них повешен ярлык неудачников и людей, который могут ходить в старых халатах и только давать общие команды. На самом деле, во многом эта проблема возникла от того, что статус сотрудника детского дома затерт, уровень заработной платы низкий, и услуг, в том числе образовательных, нет вообще. Раз в пять лет сотрудники детского дома проходят переподготовку, то есть, на всю карьеру воспитателя приходится пять обучений, если он дотянет до пенсионного возраста. Также большинство воспитателей не имеют профильного образования, это более 65 %, и только 35 % имеет приближенное к реалию работы образование.
Конечно, можно их обвинить в том, что они не имея образования находятся рядом с сиротами, но они-то прекрасно знают, что работать с группой сирот иногда необходимо и не имея образования, а имея навыки и опыт. Да и за такую зарплату мало кто пойдет работать в детский дом, значит надо поддержать тех, кто уже работает, возможно, не совсем грамотно, но работает. Вложиться в них. Другое дело, что ко всему этому им бы придать импульс в обучении технологиям работы на компьютере, профориентации, навыкам проведения обучающих игр, программ и так далее..Необходимо, чтобы в руках воспитателя был набор, благодаря которому качество его работы было бы гораздо выше. Например в группе практически нет компьютеров, они стоят в отдельном классе, где сироты режутся в игры, вместо того, чтобы получать знания и компетенции. Группа обустроена как-то странно, диваны, столы, игрушки и большие окна. Все. Это говорит о том, что рабочее место воспитателя крайне ограниченно в приспособлениях для работы с детьми в рамках группы, я уже не говорю и о том, что возможности отдохнуть у них тоже нет. Это не продумано системой поддержки труда сотрудников этих не простых детских учреждений. Ну а про сервис, пришла на работу, получила консультацию или иглоукалывание на рабочем месте, от ревматизма - об этом можно только мечтать. Причем бесплатно. Все это несовершенство приводит к тому, что через некоторое время воспитатель выгорает, он не имеет возможности провести ревизию того, что им сделано и как, потому что ревизировать просто нечего. Это не их вина, это наша общая беда.
И когда видишь, как очередная общественная организация «героически» спасает сирот, или носится с ними по Москве устраивая и теряя их, мне понятно, что их интересует личный процесс в этом деле, никак не системное влияние на систему детского дома. Мало можно увидеть креативных идей по поддержке и обучению сотрудниц детских домов новым знаниям. И получается, что «горячие» добровольцы могут позволить себе много чего, а воспитатели, от которых напрямую зависит жизнь детей-сирот - нет. Потому что цели и задачи у этих двух конкурирующих структур, разные. До тех пор, пока эти организованные группы людей будут работать на какой-то свой, виденный только им результат, без взаимопроникновения, мы будем получать на выходе «дорогого» в обслуживании выпускника детского дома, которого будем очень долго и мучительно спасать, и спасем ли, большой вопрос. Так может спасти сначала тех, которые научат его самого уверенно идти по жизни - воспитателей детского дома. И это будет гораздо дешевле, чем открытие центра по адаптации детей-сирот, в который они не идут, потому что культуры в них такой не заложено,а значит все работает вхолостую.
А.Гезалов Шеф-редактор сайта: «Успешные сироты РУ»
|