«Приезжали из Москвы желающие усыновить»
13.10.2010
Приезжали из Москвы желающие усыновить, чаще из-за расширения жилплощади. Взяли одного мальчика, потом он осенью, раздетый, возвращался в детдом пешком 400 километров. Усыновители его обвинили в воровстве, в неумении жить в семье и так далее. Хотели как-то взять и меня, но я корчил такие рожи, что людям становилось тошно. Кабы тогда знать, что придется пережить и увидеть, пошел бы в любую семью и делал бы другое лицо - лучше так, чем об косяк... (А.Гезалов. Соленое детство)
Мир детского дома полон внутренними мифами. О легендарных выпускниках, о приемных родителях, о путях будущего устройства. Закрытый изолированный мир детей продуцирует их, чтобы наполнить некоторую культурную пустоту, вакуум знаковой недостаточности. Детское сознание ищет в них защиту, объяснение своей ситуации. Выбирая стабильность переменам, знакомое неизвестному, ребенок идет по пути наименьшего сопротивления. И мне кажется, мы частенько его в этом поддерживаем.
Сегодня, наверное, к радости, открываются школы приемных родителей, в которых стараются, главным образом, снять с людей общий стресс, придать им уверенность в выбранном решении, да и заодно, отсеить тех, кто взялся за это движимый эмоцией. Не очень я верю в прикладной момент такой подготовки, однако понимаю, что здесь главное - общее осознание «Кто мы, приемные родители?», «Зачем мы?» и «Кто тот народ, который мы берем в семью?».
В контексте приведенных строк из «Соленого детства» возникает вопрос о том, как готовить ребенка и готовить ли его к усыновлению? Думаю, да. Но не в том смысле, что «у тебя, возможно, будут, а возможно, нет новые папа и мама», а в том, что ты должен усыновить себя сам. И если случится, то передать эту функцию другим. А если нет, то пронести её вдвоем. Вместе с Богом. Однако все чаще замечаю,что детский дом старается «усыновить» сироту, стать для него мамой и папой, видя в этом спасение. Недавно подслушал разговор одной воспитательницы и выпускницы, приехавшей, как это водится, погостить в родные пенаты:
- Ну, что? Скучаешь? Тянет тебя сюда?
- Конечно.9 лет как никак.
- Вот, мы вам говорили. Жили без проблем, все пытались вырваться. А теперь взрослая жизнь. А тут как дома.
А может надо было с проблемами? И все-таки дать вырваться, хотя бы внутри себя?
Кривляния детей-сирот дело обычное, это их привычное поведение. Это и защита, и самообман одновременно. Защита от опасности, самообман перед будущим, которому пока лучше состроить рожу,чем начать честный разговор, от которого мы их так усиленно оберегаем.
Алексей Газарян, приемный родитель
«Успешные сироты РУ»
|