Техники и границы любви
06.10.2010
Если честно, я бы вообще запретил некоторым добровольцам приходить в детские дома, если они не обучились техникам умной заботы.Этот вывод делаю из личного опыта работы и писем, которые получаю пачками. Потому что первые ошибки в детском доме, могут быть и последними. Стресс, психоз от непонимания того,почему так случилось, что первый же контакт стал не с пушистым сироткой, а колючим ежиком. Тем, кто ходит в детский дом могу сказать одно, если доброволец набирается опыта в детском доме, совершая ошибки, это худой доброволец. Если доброволец хочет, чтобы ошибок было меньше, то лучше всего их отрабатывать на кошках. К примеру, сегодня мне написали, что при первом же контакте, обуреваемый чувствами доброволец попытался тронуть ребенка за плечо. Ребенок шарахнулся в угол, демонстративно сел в позу обиженного, скрестив руки. И ребенок стал победителем в этой ситуации, по внутренним понятиям детского дома. Ошибка добровольца заключается в том, что он принял личное решение сделать то, что должен был согласовать с тем же ребенком. Или вообще этого не делать, до тех пор, пока не будет достигнут контакт, но лучше вообще не касаться ребенка, давая ему шанс быть в границах уважения. Доброволец же дал шанс ребенку сделать то, что делают многие сироты, выделиться, и смотреть как взрослый человек будет решать возникшую проблему, а значит, что-то с этого получить. Смотрят все, и воспитатель тоже, если он есть в группе.Это провокация, не надо ее создавать. То есть ребенок умело сманипулировав, получил преимущество. Покрасневший доброволец пытается решить возникшую трудность, выглядит это не очень. Но если хватать часто, то ребенок уже потом покорно дает себя хватать и тискать, это даже выглядит странно, даже для самих детей. Пришел чужой человек и давай тискать чужого ребенка. А если ребенок в детском доме всего месяц, два? Недавно из семьи. В жизни бы все это закончилось судом, а тут ему деваться некуда. Он безграничный сирота. Такой затисканный ребенок, к сожалению, через несколько лет уже не будет иметь этих личностных границ, которые ему стер этот,или другие добровольцы.
Можно заметить,что на добровольцах чаще виснут дети постарше, потому что уже потеряли свои границы. Больше всех такие ошибки совершают добровольцы из церковных организаций, они вообще нигде не учатся техникам работы с разными социальными группами, они считают, что доброты достаточно. В таких организациях вообще нет культуры подготовки, впрочем, как и во многих светских. Проблема многих сирот - как раз отсутствие границ, которые нужно бережно беречь и даже сохранять. Это его безопасность, сейчас и в будущем. Эти самые личностные границы имеют и личностную территорию, врываться в которую нельзя, и даже стараться сделать так, чтобы ребенок научился их сохранять. Даже гуляя в парке. Это его территория, это его место, где он может быть с самим собой и самим собой тоже. И когда я вижу, как дети висят гроздьями на пришедших к ним сияющим добровольцам, мне понятно, что в будущем этих сирот можно легко подловить на улице, так как они и сами повиснут на том, кто подойдет к ним на очень близкое расстояние. Виноват и доброволец, в том, что потом сирота не понимает, почему у него проблемы в жизни после детского дома. К чему это приводит? Уже через год, многие воспитанницы рожают детей, не имея образования и стабильности. Одной из причин я вижу стертость границ личиной безопасности, в рамках детского дома, в уничтожении которых помогают добровольцы. Ребенок так привыкает к безграничному контакту, которого и так много, даже излишне, в связи с тем, что рядом есть другие дети, что уже к 16 годам, вы можете подойти к нему так близко, то он даже не будет делать шаг назад, как делает это ребенок из семьи. Знающий, что граница его территории, личного пространства начинается с 35 сантиметров. У сирот же этого отрезка, нет совсем. Нередко, именно сироты подвергаются насилию, потому что не понимают, что приблизившийся человек может таить и угрозу.
Обратите внимание, что дети не висят на сотрудниках детского дома, потому что те понимают, что для успешной работы в группе, им необходим групповой контакт, ведь он не лестница,и не Эйфелева башня. Да и сил для контакта с каждым просто может не хватить. Эта техника воспитателей обусловлена объективными причинами постоянного контакта и отличается от добровольческих. И когда воспитатели видят, как дети повисают на добровольцах, они это даже не критикуют, потому что, пусть виснут на приходящих мягких игрушках, чем на них. Ведь им потом еще работать до вечера, а наобнимавшийся доброволец уйдет, довольный своей работой. Для них это слишком дорогое удовольствие, которые могут позволить себе воспитатели младших групп, беря на руки во время концерта самых малюсеньких детишек. По умолчанию. Техника любви приходящего добровольца может помочь не только грамотно выстроить первичные и иные контакты с ребенком из детского дома, но и даст толчок к будущим уважительным взаимоотношениям. Результативной деятельности, которая и является основой успешной работы, результативностью и успехом в деле умной помощи. А пока, дистанция любви неуважительная.
А.Гезалов
Шеф-редактор сайта: «Успешные сироты РУ»
|