Работа есть, продукции нет
30.09.2010
Все чаще думаю о том, что государство все же могло бы оказывать качественные услуги по сопровождению детей-сирот. Для этого необходимо ПРОСТО взаимодействие всех структур, которые отвечают за это, но как это сделать? Помочь, заставить, научить, поменять законы? Определение ответственного гос.лица за эту работу? Опека обязана по закону этим заниматься, но она объективно не может этого делать, потому что активно занимается работой по защите семей, и поставкой сирот из этих же семей в детские дома. Тогда этим могли бы заниматься социальные структуры, но это не их клиент, по закону. НКО могло бы стать партнером в этом не простом деле. Могло бы, но есть много но - оно старается, предлагая сиротам себя, подставляя плечо израненному детдомовской жизнью сироте. Но это только кажется, что пристроил к сироте тьютера, и вопрос сам собой отпал. Недавно я наблюдал это в Смоленске. На одну девочку,недавнюю студентку ВУЗА - 80 сирот выпускников, пусть даже за мотивацию з/п, но это блеф. Что она может? Как ее воспринимают дети, когда она так и не смогла ответить, чем же она им помогает? Единственное что удалось узнать - это то, что она у них есть и они всегда могут к ней обратиться. Но не обращаются, потому что она на их горизонте появилась вчера, и им проще смотаться в детский дом и там решить какой-то вопрос, поспав и поев. Чем не защищенность?
Ребенку сироте просто так приставленный постовой нужен так же, как собаке пятое колесо. Что ему необходимо, так это длительная привязанность, длительное доверие, уважение и даже почтение, возможно даже с десяток лет. Ведь сироты даже в детском доме не умеют дружить, там не может быть дружбы, во время войны за ресурсы дружить некогда, а тут чужое человеческое тело. И что это тело может - таскать за руку расслабленное сиротское тельце и жужжать в телефон, вставай на учебу мой друг, иди к нотариусу мой друг, сходи в мэрию мой друг, ты сегодня что кушал, мой... Нескоординированность и безсистемность государственной системы - основная причина плохой адаптации детей-сирот, никто ни за кого не отвечает. Плюс низкий уровень опциональной подготовки детей в детском доме. И деятельность НКО "в не туда". Та же гос.система не ставит перед НКО задачи,соотнесенные с провалами в своей работе и грамотного предложения НКО сотрудничества, для решения оных задач. Пока еще, делай что хочешь, нам тоже отчетность нужна, что мы адаптацией занимаемся. А слабость персонала, отсутствие ресурсов, почему этот компонент интересует не многих?
Один социально ориентированный тренер, с четкой гражданской и отцовской позицией может сделать для ребят столько, сколько не сделают кучи фондов с их периодичными наездами в детский дом. Находясь в постоянном контакте с детьми во время тренировок, соревнований,заложить в них много чего жизненно важного, но в каждом ли детском доме есть тренер и инвентарь, или специалист по труду, пению и и т.д? Их там нет, или совсем мало. Отцов там нет. Да и таких форм работы там уже нет,а только плазменный телевизор и поездки на автобусах в монастырь или Красную площадь.
Вот все начали заниматься выдающимися нынче модными трендовыми формами - мы научили сирот делать салат, мы показали ему где вокзал, почта, телеграф, или нашли ему работу в Москве, но не изменили сознание к жизни и своему будущему. Ведь для ребенка привыкшего, что все реализуется без него, для него, а чаще без его мнения, потому что он по умолчанию - сирота, потом сталкивается с трудностями,которые приводят к срывам учебы в ВУЗЕ,невозможностью найти хорошую работу в Москве и т.д. Нет в нем его личного участия в самом себе, все это навязали, убедили, что так тебе будет лучше, потому что все другое - не для тебя, ты же сирота пожизненный. Недавно вынимали из обезьянника сироту, приехавшего в Москву из провинциального городка учиться в ВУЗ, просидевшего там два дня до суда. С банкой пива, без документов его взяла милиция на улице, а он трех слов в защиту связать не смог, благо дело деканат приехал на суд, а так чего бы. Что он там пережил? А ведь кто-то его выдернул с около-детдомовской территории, кажется помог, направил в ВУЗ, но качественно не сопроводил. А навесь на такого в милиции «глухари», и чем бы все закончилось? Такой обхоженный, выходящий из детского дома сиротка-планктон может быть скушен небольшими и большими рыбками большого моря жизни, при этом планктон-сиротка, может погибнуть и от самого себя, задохнувшись воздухом свободы. Волей быть вольным.
Роли разных институтов разные, но цель и задача одна - чтобы сироты не пропадали после детского дома, а смогли устоять против соблазнов жизни, и сиротка-планктон смог начать самостоятельно дышать. На сегодняшний день, разъезженная дорога в детский дом добровольцами дает новые проблемы для детей, потому что просто поскакав с детишками, те удаляются на работу, учебу, свадьбу, роддом. А потоптанный ребенок так и остается без верной и длительно его поддерживающей руки. Если бы сложить все трудозатраты добровольцев и потуги по участию в жизни сирот, и нанять, пригласить и даже купить специалистов в области переподготовки коллективов, детей, то эффекта было бы куда больше. А пока..поедем в детский дом за эмоциями. Таков нынче посыл многих фондов и НКО.
Недавно один бывший сотрудник детского дома гордо написал, что дети даже после армии едут к нему, к его широкой груди, благодарные и сопливые. А для меня - это вопрос плохой работы того же сотрудника, и опять, неспособности детей отрешиться от своего детдомовского поля, и начать строить свою жизнь без этой привязной ПАМЯТИ о детском доме и тех,кто там есть. Именно из-за этого потом сироты сбиваются в сиротские стаи и живут уже на свободе, но опять же, как бы в детском доме, удобно. К сожалению, и детдомовский патриотизм мешает детям потом, после детского дома - у них нет понимания, что БОЛЬШАЯ птица обратно в гнездо не садится. Она улетела в самостоятельную жизнь, а этих там еще и селят, и кормят. Свои же, жалко. Для них жизнь начинается новая, интересная, а они застревают во времени, как мухи в янтаре. Почему бы им не вложить в головы, после детского дома, что детский дом благодарить надо, но скромнее, это его работа, что туда мотаться каждую неделю не надо, а сидеть за партой в университете или в том же ПТУ, но учиться, быть на спортивной секции, получать знания на подработках, и так далее. В общем, пока все то же, как и двадцать лет спустя, работа работается, а продукции нет.Тогда та ли это работа?
В России есть банк данных детей-сирот, которых можно усыновить, но нет банка детей, которые вышли за забор детского дома. Где они, что с ними, знают лишь они сами.
А.Гезалов
Шеф-редактор сайта «Успешные сироты РУ»
http://sirotinka.ru/ravnovesie/6541.html
|