КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Совсем сирот не жалко

15.09.2010

Разделы:

Давным-давно, когда о детях из детских домов я знала лишь понаслышке, мне было ужасно их жалко. Хотелось кого-нибудь усыновить. Наверное, хорошо, что желание, которое сейчас я назвала бы порывом, столкнулось, как говорится, с обстоятельствами непреодолимой силы. Усыновлять ребенка из жалости нельзя. Со временем в моей жизни стали появляться вполне конкретные воспитанники детских домов - одноклассники собственных детей, потом ученики. Я никогда не стремилась узнать о том, почему они попали в сиротские заведения, но, тем не менее, иногда мне рассказывали подробности их жизни. Было грустно, но я заставила чувство жалости к ним сначала отойти на второй план, а потом и вовсе исчезнуть, потому что поняла вдруг, что оно мешает мне. Я не имею права жалеть этих детей, потому что, жалея, ставлю их в исключительное положение по отношению к другим детям. Но будет ли так дальше в их жизни? Будут ли вступительные экзамены в училище или институт оцениваться комиссией с учетом того, что когда-то ребенка бросила мама? Будет ли будущий начальник делать скидку на то, что он вырос не в семье? Я знаю, что им трудно, но не снижаю для них требований и не завышаю оценок. И, кроме того, они хитрецы. Нередко понимают, что могут «продавить» взрослого, заставить жалеть и делать скидки. Кому-то тяжело учить стихи, но я заставляю его делать это, ставя изо дня в день двойки:

- Почему не выучил?

- Не могу, слишком длинное.

- Выучи до завтра четверть, а потом еще, и еще, и еще

Спрашиваешь каждый день по кусочку, и к концу недели он получает, например, четверку. Если бы я стала действовать из жалости, то сразу поставила тройку. Но он не уважал бы меня и, главное, не научился уважать себя. Когда мальчик, про которого когда-то говорили, что он необучаем, осваивает правило написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных просто потому, что знает, что требуют с него наравне со всеми, это дорогого стоит. Он, получив положительный результат по самостоятельной работе, приходит на следующий урок другим человеком. А урок этот уже не русский язык, а литература, но он, всегда молчавший и рисовавший в течение 40 минут козявки на полях тетради, вдруг поднимает руку. Ему хочется ответить, он знает, что может. Как пишут в рекламе: «Он этого достоин!» - достоин высказать свою точку зрения. Интересно, что именно в этот день мы читаем и обсуждаем рассказ О.Генри «Дары волхвов». - Что же подарили друг другу герои произведения? - спрашиваю я в конце урока.

- Гребни и цепочку. Бесполезные подарки. Ненужные вещи, - наперебой высказываются все.

- Любовь, - говорит он.

Наверное, для кого-то моя точка зрения покажется крамольной, но я уверена, жалость мешает по-настоящему любить. Она делает из доброго добренького, из справедливого справедливенького, из красивого красивенького. Уменьшительно-ласкательный суффикс как бы отнимает качество, придает слову противоположный смысл. Интересно, что в Библии слово «жалость» встречается лишь один раз в Ветхом Завете в Книге пророка Осии. Позволю себе предположить, что это неслучайно. Тот, кого мы называем отцом лжи, жалостью подменил милосердие, потому что последнее требует ответственности и призывает к труду, жалость же ни к чему не обязывает, она не подталкивает к деятельности. Жалость - подмена любви.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:

Анастасия Отрощенко - многодетная мама, учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе. Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве. Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

«Успешные сироты РУ»