КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Социальная адаптация детей-сирот: краткий обзор вопроса

08.09.2010

Разделы:

Сегодня все чаще то там, то здесь слышишь словосочетание «социальная адаптация детей-сирот», при этом разные авторы употребляют его в разных значениях. Под социальной адаптацией понимается либо собственно процесс включения индивида в социальные отношения (тогда различают активную и пассивную адаптацию), либо специально организованный образовательный процесс, способствующий данному включению. Для нас актуально второе понимание. При этом рассматривать адаптацию исключительно как процесс приспособления неперспективно, так как он всегда будет сочетаться с факторами индивидуализации, сопротивления среды, осмысленной активности и т.д. Хотя здесь и возникает некоторая конкуренция понятий социальная адаптация и социализация, не углубляясь в методологическое исследование, остановимся на опыте употребления термина «социальная адаптация» в социально-педагогической практике.

Под социальной адаптацией детей-сирот в контексте организованной образовательной деятельности будем понимать меры, позволяющие ребенку приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации после выхода из детского дома (интерната, тюрьмы и т.д.). То есть процесс вручения субъекту средств успешной социализации.

При этом существуют разные представления о критериях такой «успешности». Выделим те, которые будем считать необходимыми:

- отсутствие наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений (витальный критерий) - я способен жить в обществе

- жизнь в рамках закона (юстиционный критерий) - я не нарушаю закон

- наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов (мотивационный критерий) - я хочу жить

Данные критерии характеризуют мирное проживание субъекта в социуме. При этом возможно раширить круг критериев: добавить «трудовой» (наличие стабильной работы), «семейный» (наличие семьи) и др. Однако они будут уже чем то большим, чем круг необходимого.

Вводя в систему оценки адаптации данные критерии, мы понимаем и основные цели организованной подготовки ребенка к выходу из детского дома в открытое общество:

- обеспечить необходимой системой внутренней и внешней защиты от соответствующих зависимостей, обеспечить базовый уровень состояния здоровья и необходимый инструментарий для его поддержания и развития,

- обеспечить правовую грамотность, дезавуировать ложные стереотипы о криминальном мире и романтике «хулигана и братка», отработать основные «точки напряжения», приводящие к нарушению закона;

- создать условия для принятия ребенком ценности жизни, роста, развития, определения собственных целей, научиться с ним отношению к трудностям, неудачам, создать адекватный возможностям и условиям образ успеха.

Рассмотрим многообразие мер (мероприятий), предпринимаемых в сфере социальной адаптации детей-сирот, применяя разные факторы для типологии и классификации.

Организатор мер:

- само учреждение, в котором воспитывается ребенок (детский дом, интернат, приют)

- другое государственное учреждение, работающее в системе образования, социальной защиты, молодежной политики и др.

- НКО по согласованию с учреждением

- семья, берущая ребенка на гостевой режим

По периоду применения мер:

- До поступления в детский дом

- Во время нахождения в детском доме

- После выпуска из детского дома (постинтернатное)

Проработанность программ (проектов) социальной адаптации:

- набор мероприятий без обоснованных и отслеживаемых критериев оценки результата, должной структуры, из разряда «для галочки»

- программы «интуитивного свойства», без разработанной методической базы и осмысленности, однако с наличием большого желания к эксперименту, пробе, поиску решений

- программы с высоким уровнем методической проработки, осмысленности со стороны организаторов, подведенной научной базой

Основные идеи мер (могут сочетаться):

- «Чтобы выжить». Обучение базовым компетенциям, обладание которыми обеспечивает выживание субъекта (готовить еду, говорить с другим человеком, дойти до сберкассы, сделать покупку в магазине и др.)

- «За забором». Знакомство с неизвестным внедетдомовским миром, его проявлениями и законами. Местами опасностей и трудностей. Образом жизни его «обитателей»

- «Аргументация для воли». Мотивации, обеспечивающие включение и тренинг волевых качеств, наработка умений сопротивления соблазнам, защиты от агрессивной среды и др.

- «Мир людей». Развитие коммуникативной компетенции, расширение круга общественных связей. Создание более широкой территории общения и социального взаимодействия.

- «Профессия, которую ты никогда не получишь». Нацеленное знакомство с профессиями, на обучение которым ребенок вряд ли в ближайшей перспективе сможет поступить, недосягаемые и неадекватные примеры «равных возможностей».

- «Профессия, которую ты можешь получить». Предоставление ребенку информации, опыта пробы профессии, которой он может овладеть в ближайшей перспективе.

- «Универсальный солдат». Комплексная подготовка к осмысленной жизни после детского дома через развитие универсальный социальных компетенций (сценарирование, проектирование, самообразование).

- «Имитация». Создание искусственных условий, имитирующий реальный мир (социальные квартиры, кухни, группы семейного типа и пр.).

- «Имитация имитации». Создание условий, имитирующих элементы искусственного мира - примеры социальных квартир, в которых дети ходят на склад выписывать продукты.

Основными формами работы по социальной адаптации детей-сирот являются:

- выездные события: экскурсии, поездки, путешествия

- комнаты социально-бытовой адаптации;

- социальные квартиры, семейные центры на базе учреждения;

- специальные занятия, лекции, тренинги, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций;

- проведение адаптационных сборов (лагерей) по специальным программам (инклюзивные и неинклюзивные);

- передача детей в семью на время (гостевой режим);

- наставничество, шефство;

- профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами;

- деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;

- работы специальных кружков, секций, мастерских, обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций

- издание специальной литературы, аудио и видеопродукции для детей, отражающих идеи социальной адаптации (справочники, комиксы, видеоролики и др.)

- создание системы социального лифта, обеспечивающего запрограммированный социальный, личностный и профессиональный рост воспитанника;

- адаптация через творчество, самореализацию и другие терапевтические техники иппотерапия, канис-терапия, садовая терапия и т.д.

-создание среды общения со сверстниками из семей;

- другие.

При этом множество усилий, предпринимаемых самими учреждениями и НКО, в этих направлениях зачастую имеют низкий КПД, что вызвано следующими факторами:

- отсутствие достаточной информационной, методической и научной базы;

- неадаптированное копирование западного опыта или опыта советского и дореволюционного периода, недооценивающее влияние социокультурного контекста;

- проведение данных мероприятий «внутри» самой системы и самой системой, которая и является источником дезадаптации в силу цели собственного существования, определенной как «сохранение» ребенка;

- постоянное возвращение ребенка в среду, оказывающую деазаптирующее влияние;

- взрослое окружение ребенка, его социальный, профессиональный и личностный состав;

- отсутствие ответственного лица (организации) за социальную адаптацию детей;

- наличие множества мифов и стереотипов в профессиональной среде: от «на роду написано» до «мы все знаем и умеем», профессиональная деформация, эмоциальное выгорание персонала;

- долгосрочность как необходимое свойство проектов в этом направлении, (что не всегда могут обеспечить НКО на базе годовых грантов и субсидий);

- отдаленность результата как трудность в оценке эффективности предпринимаемых мер;

- высокая значимость в вопросе социальной адаптации ценностного образования, что затруднено в системе с неопределенными ценностями;

- отсутствие развитого социального партнерства в вопросе социальной адаптации;

- высокая замкнутость системы детского дома и интерната;

- другие.

Зоны адаптационного риска выпускников детских домов и интернатов:

Определение зон (полей, точек) адаптационного риска позволяют не только очертить области повышенной трудности для выпускника детского дома, но и определить актуальное содержание мер по социальной адаптации детей-сирот. При этом достаточно индивидуальным становится распределение данных зон по приоритетности.

Иждивение. Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, извне. Рентные установки.

Труд, трудовая деятельность в коллективе. Неразвитость должного отношения к труду и опыта осмысленного заинтересованного труда. Нарушения в паттерне «Цель - труд - результат». Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе.

Ответственность. Отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в коллективе.

Семья. Искаженный образ и стереотип семьи.

Родные (биологические) родители. Непроработанность отношения к родителям, наличие разных средовых стереотипных суждений типа «У меня нет родителей, мой родитель - это детский дом», психологическое состояние незавершенности и пустоты в этом вопросе.

Внешность. Наличие «сиротской печати», неумение следить за собой, влияние отсталой моды на внешний вид, отсутствие должного вкуса и т.д.

Гедонистические установки. Взрыв установок на наслаждение, чрезмерное удовольствие по выходу часто становятся причиной социальной дезадаптации. Желание все попробовать, что не пробовал.

Деньги. Финансовая безграмотность, «обесценивание» денег, неумение планировать бюджеты и т.д.

Секс. Искаженное отношение к половым отношениям, отсутствие соответствующей культуры, ранний опыт, аборты, залеты и др.

Жилье. Отсутствие жилья или отсутствие реальных представлений о том, что с ним делать, если оно есть.

Законы, право. Правовая и юридическая безграмотность, неумение воспользоваться пакетом гарантий и льгот, предусмотренных государством.

Информация. Информационная бедность среды детского дома, её замкнутость и ограниченность, как следствие ведет к неразвитости информационной компетентности. Выходя в открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации.

Сиротское я (Я - концепция) и мы (Идентичность). Отношение к своему прошлому, его «забывание», неосмысленность, отстранение от своей истории негативно влияет на стабильность психологического состояния и на адекватность собственных оценок. Острый вопрос идентичности как члена рода, гражданина, человека, члена субкультуры и т.д.

Круг общения. Обычно ограничивается узким кругом контактов, полученных в детском доме. Феномен «сиротской стаи». Создание новых контактов и отношений затруднено. Отчасти в связи с неразвитостью коммуникативных навыков. А также - неготовностью среды принять сироту.

Предубеждения окружения, негативный образ сироты в общественном мнении. Наличие мифов и искаженных представлений о детях-сиротах. Предвзятость общественного мнения, которое создаёт ощущаемый дискомфорт и напряжение.

Образ выпускника детского дома. Чаще основан на историях выпускников конкретного учреждения, чаще несозидательном, узком.

Этот ряд зон адаптационного риска можно расширить, можно группировать, можно декомпозировать на более сфокусированные. Данный подход позволяет более точно представить необходимость в тех или иных внешних действиях.

Представленные соображения могут быть использованы некоммерческими организациями для создания и разработки собственных социальных проектов. Как показывает опыт консультирования представителей общественных организаций, занимающихся вопросом социальной адаптации (как им кажется) детей-сирот иногда их меры не готовят выпускника ни по одной из обозначенных с настоящей статье зон. При этом стоит учитывать, что НКО порой не имеют достаточных ресурсов для организации подготовки детей к выходу из детского дома, поэтому свои основные силы они должны и могут направить на «встречу» детей по выходу.

Алексей Газарян, социальный педагог, приемный родитель, руководитель студии социального проектирования 2ГА

«Успешные сироты РУ»