«Срочно, 16 февраля» или почему у добровольцев останавливается сердце?
26.08.2010
Не могу точно вспомнить когда, но однажды, очередной раз просматривая интернет на предмет поиска сайтов о добровольчестве и благотворительности, наткнулся на свежую web-инициативу под названием «Доброволецъ». Честно скажу, что сразу смутился от слогана «делать добро проще, чем кажется», поскольку на собственной шкуре испытал и убедился, что все как раз наоборот - «делать добро труднее, чем кажется», однако все же поставил сайт себе в закладки и время от времени просматривал. Поначалу ребята активно развивались, пополнялся список друзей, собиралась актуальная информация о добровольческих инициативах, виделась перспектива появления в сети крупного информационного портала о добровольчестве. Создатели сайта в своей презентационной статье смело и амбициозно заявляли следующие положения:
«Проект «ДоброволецЪ» - это частная инициатива граждан, внеконфессиональная, внепартийная, внеорганизационная. При этом мы ждем на нашем портале всех, кто готов оказывать конкретную помощь людям, будь то просто граждане, организации, конфессии, движения или партии.
Мы принципиально не будем публиковать информацию о благотворительных сборах средств (с этими задачами успешно справляются фонды) или информацию о протестных акциях (этим занимаются пресс-службы политических партий). Наш «клиент» - конкретный человек или конкретное социальное учреждение, которому нужна помощь.
Кто-то наверняка скажет, что мы вместо системного решения проблемы предлагаем латать дыры. Возможно, это и так. Но мы боимся, что пока кто-то устраивает бунт на корабле или сидит, сложа руки, корабль без нашего «латания дыр» вовсе уйдет ко дну.»
Сегодня же зашел на сайт - и обнаружил у «Добровольца» остановку сердца. Последняя запись в разделе «Срочно» датируется 16 февраля текущего года. И думаю, это вряд ли связано с тем, что не сталось дыр для латания. Видимо, латальщик устал или вовсе оставил это неблагодарное дело. По свойственной мне привычке решил поразмышлять о возможных причинах и, если удастся, увидеть в этом казусе очередную системную тенденцию, вместо одинокой дыры.
Нова ли была идея? Нет. Подобные попытки совершаются нередко в разных регионах страны. Если кто из вас имел счастье когда-либо участвовать в различных молодежных проектных форумах, то вы могли быть свидетелем того, что аналогичные проекты рождаются достаточно часто. После пары-тройки дней, проведенных вместе, активного тимбилдинга и брейншторминга, иногда сопровождающегося брейнруйнингом (ruin - разрушать), молодые люди начинают создавать различные объединительные проекты. Это закон жанра, известный всем организаторам подобных тусовок. На презентацию выходит молодой юноша в футболке и кепке с очередным добровольческим логотипом и с энтузиазмом начинает рассказывать идею своего «инновационного» проекта: «объединить добровольческие организации региона», «скоординировать их работу» и так далее. Что после форума вряд ли эта и другие идеи заработают, понятно и самим участникам, не говоря уже об организаторах. Вообще подобное социальное проектирование по методу толчения в ступе воды и получения от этого удовольствия становится сегодня крайне распространенным. Ладно, сейчас не об этом. Итак, идея у создателей была не нова. Однако и сколь-либо крупных «конкурентов» у них не было. Это было позитивным фактором, поскольку быть первым не только трудно, но и выигрышно. Можно выиграть аудиторию.
А что, кстати, с аудиторией? Вот с ней-то как раз и проблемы. Если мы говорим о некоем массовом добровольце, то для него этот сайт может сработать, к примеру, только один раз, когда он захочет найти организацию по душе. Найдя такую, ему обычно становится достаточно сайта самой организации, на котором время от времени появляется и его фотография, «вон там, справа, рядом с девочкой-сиротой». Активно интересоваться деятельностью других организаций такой доброволец не всегда может - нет времени и желания. Да и вправду, зачем? Всю актуальную информацию ему предоставит его лидер и руководитель. Так, а руководитель? Вот для него такие сайты - кладезь информации, и на других посмотреть, и себя показать. Но их не так много и они вряд ли могут составить из себя массового посетителя. А для интернет-ресурса это вжано, как не крути. Да и опять же, руководителям НКО надо предоставлять ещё и специальную информацию, которую лучше порой самим добровольцам и не знать. Вот и получаются ножницы. Есть и ещё один нюанс. Возможно, я это не проверял, но догадываюсь, что что-то подобное имеет право быть озвученным, в данном вопросе универсальное проигрывает профильному. Что имею в виду? Существуют организации, удовлетворяющие потребности волонтеров в узких, конкретных сферах: экологических, помощи онкобольным, детям-сиротам. На их сайтах доброволец может получить всю необходимую информацию. И получается, что человек ищет порой сразу уже некоторое поле деятельности, набирая в поисковике «помощь детям» или «экологические движения». То есть мотив у добровольца уже сформирован, он не ищет просто некоторого доброделания, а хочет помогать в определенном направлении. Да и сами создатели «Добровольца», являясь волонтерами конкретных фондов, подтверждают эту мысль. Добровольцу важен и колллектив, и лидер, и картинка, он не идет лишь за идеей, тут работает комплекс условий. Кстати, возможно и потому, что создатели проекта были задействованы еще где-то, на сам проект не оставалось сил. Но это только предположение.
А может, кончились деньги? А может, разругались? А может, перегорели? А может, уступили перед монстрами «Так просто.Ру» и "«Благо.Ру»? О причинах догадываться можем бесконечно. И не факт, что её вам назовут и сами создатели. Что-то происходит всегда и по объективным, не зависящим от нас причинам. Так или иначе пока сердце «Добровольца» не бьется. Возможно, произойдет перезапуск или реанимация. Хотя теперь и не очень понятно, стоит ли реанимировать «Добровольца», который искренне убежден (по-моему, наивно) что делать это проще, чем кажется... и собственной судьбой опровергает этот модный нынче тезис.
К сожалению, сердца добровольцев останавливаются не только в интернете. Недавно страну облетела весть, что один доброволец погиб при тушении пожаров. Видимо, верил, что «проще», или так его настойчиво убеждали, или забыли о нем позаботиться, как это случалось, когда их не ставили на питание и не предоставляли соответствующего оборудования. Ему светлая память, а нам - урок.
Алексей ГАЗАРЯН
www.dvaga.ru
|