"Найденыш"
17.03.2010
Современная Россия. Типичный детский дом, каких по стране десятки и сотни. И в этом типичном детском доме кипят абсолютно недетские и нешуточные страсти. Здесь разворачиваются любовные истории и человеческие трагедии такого эмоционального накала и психологической глубины, что Шекспир позавидовал бы. Вот и воспитанники одного из таких детских домов, Павел и Евгения, воплощают в жизнь очередную вариацию истории о Ромео и Джульетте. Только история эта гораздо реалистичнее и практичнее театральной. Женя (Галина Звягинцева) вскоре обнаруживает, что беременна. Как и любой нормальный подросток из реальной жизни, Паша (Алексей Бардуков) в растерянности и не знает, что делать. Тут его ещё и арестовывают за какие-то детские глупости и Женя остаётся совершенно одна перед нелёгким выбором: рожать ребёнка и тем самым обречь себя на трудную жизнь, полную забот и лишённую каких-либо радостей как минимум на ближайшие годы, или сделать аборт и попытаться жить, как раньше, пусть с немногочисленными, но надеждами на лучшее будущее. Давным-давно потерявшие способность сочувствовать чужому горю и заботящиеся лишь о своём благополучии воспитатели детского дома настоятельно требуют от неё решиться на аборт - «так всем будет лучше». Но Женя рожает ребёнка, полная решимости сделать всё от неё зависимое, чтобы вырастить родившегося сына. Однако вскоре девушка понимает - в сложившихся условиях, без поддержки Павла, без чьей-либо помощи она просто не сможет сделать так, чтобы выжили оба - она и её ребёнок. В этой ситуации молодая мама принимает очень тяжёлое, но единственно возможное в тех условиях решение - она подбрасывает сына в дом богатой преуспевающей супружеской четы (Владислав Ветров и Елена Яковлева). И так уж совпало, что в этой семье не было собственных детей и подкидыш стал для них настоящим подарком судьбы... Такова начальная фаза сценария телевизионного фильма «Найдёныш», премьера которого состоялась в последний день зимы 2010 года на канале «Россия». Тема, как вы сами понимаете, в картине затронута жизненная, актуальная и оттого особенно тяжёлая. Да и не одна тема: здесь и ужасающее положение беспризорных детей в большинстве специализированных учреждений, и страшная для современной России проблема абортов, и личностная драма неполноценных в отсутствие детей семей, знакомая многим людям. В этом плане создателям фильма «Найдёныш» можно сказать лишь «огромное спасибо». Ведь за последние годы основными темами отечественного кино были либо бандитско-ментовские разборки, либо гламурная жизнь золотой молодёжи, либо какие-нибудь глуповатые романтические истории, до ужаса неправдоподобные. А искусство, будь оно в формате «большого кино» или телевизионного фильма, должно поднимать настоящие жизненные проблемы. С этой позиции «Найдёныш», с его пусть отчасти излишне схематичной картиной жестокой действительности, но убедительной и правдоподобной игрой актёров, безусловно, удача для российского кино. Но сложность ситуации в том, что в нашей стране очень редко что-то бывает хорошо со всех сторон и без изъянов. И речь идёт не о каких-то технических недочётах, пробелах в сценарии и натянутости сюжетных ходов или переигрывании актёрами в некоторых сценах - это всё издержки производства, на которые можно закрыть глаза при несомненной ценности общей идеи ленты. Однако что существенно портит впечатление от фильма «Найдёныш», так это полностью скомканный финал. Речь не просто о визуальном дискомфорте от того, что сначала перед зрителем предстаёт самая в эмоциональном и психологическом плане насыщенная и взрывоопасная сцена всего фильма, а уже спустя секунду нам предлагаю сцену совершенно другой эмоциональной окраски, содержания и даже другого зрительного восприятия. Дело в том, что создатели картины, к сожалению, не смогли выдержать стилистическое единство повествования.
Одним единственным шагом на последних минутах, если не секундах фильма поставив под сомнение всю его, с позволения сказать, идеологию. Когда на протяжении полутора часов всячески, с помощью разных кинематографических средств создают тяжёлую, основанную на правде жизни, поднимающую трудные, но нуждающиеся в ответах вопросы. А потом мановением волшебной режиссёрской палочки низводят её до финала пустоватой псевдоромантической голливудской сказки с банальнейшим хэппи-эндом. Никто не возражает, чтобы тяжёлые истории заканчивались хорошо и счастливо - но пусть они заканчиваются жизнеподобно, а не по избитому трафарету. Ведь это как в случае с бочкой мёда, которую можно испортить лишь одной ложкой дёгтя...
http://www.uspeshnye-siroty.ru/
|