КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Билет в долгую жизнь

27.02.2010

Разделы:

Поводом для написания этой статьи стал разговор «Сирота в России: секреты успешности», состоявшийся в рамках февральской православной выставки-ярмарки. Гость выставки, выпускник детского дома и автор книги воспоминаний «Соленое детство» Александр Гезалов, поднял действительно важную тему: пожалеть сиротку, угостить конфеткой готовы все, желающих же поучаствовать в его дальнейшей судьбе - единицы. А ведь главное для ребенка, получившего взамен семьи «системное воспитание», - преодолеть свое сиротство, суметь встать на ноги.

Сам Гезалов не просто «встал на ноги» - выучился, женился, но и создал одну из самых известных общественных организаций, занимающихся вопросами детей-сирот, построил шесть храмов - в общем, изо всех сил старается, как он говорит, «наверстать упущенное - что-то, что он потерял еще до своего рождения». Этот бывший детдомовец действительно вытянул билет в долгую жизнь: из 14 выпускников, покинувших «систему» в 1984-м, в живых остался он один...

«Соленое детство»

«Соленое детство» - это книга о том, как в 68-м году отказник Саша Гезалов оказался по ту сторону забора, о том, как было у него и его друзей, лишенных родительской любви. Он написал ее потому, что «сад-огород» (так называет Гезалов детский дом) навсегда остался в файле памяти, а еще потому, что очень хотелось достать все это «изнутри» и показать всем. Читать про некоторые особенности «системного воспитания» жутковато. Чего стоит одна нянечкина профилактика от детской бессонницы в виде... игровой резиновой лопаты или коллективные побудки на горшок среди ночи. Впрочем, были ночные экзекуции и пострашнее - групповые кулачные бои, «полеты «на покрывале, хождение коленками по железной лестнице. Нормальному человеку с трудом верится и в узаконенную детдомовскую дедовщину, и в особую внутреннюю политику «воспов» (воспитателей), и в их любимое наказание - коленками на пшено. Говорят, изначально книга планировалась в 300 страниц, но мне хватило и оставшихся 50. Отныне любой «сад-огород» поневоле представляется империей зла. Сам же Гедалов признается, что написал «Соленое детство» не для того, чтобы сказать, что система, в которой он жил, какая-то особенно жестокая, а для того, чтобы показать, что жестокость совсем необязательно приводит к другой жестокости: кого-то она может повернуть в другую сторону - к милосердию.

- Мне не слишком повезло, поэтому, наверное, все время в голове и держу, сколько еще детей пострадает, - говорит он. - Наверное, есть и другие детские дома - красивые, радостные. Но тоже за забором. И каждому, кто оказывается по ту сторону, хочется своих мам и пап, индивидуального туалета, индивидуального дивана. Это я точно знаю. А еще знаю, что эта маета жизни должна как-то преодолеваться. Может, люди прочтут мою книгу и поймут, что судьба-то у сирот непростая, надо помочь им обрести себя, понять мироустройство и найти в себе мотивы Надежды, Веры и Любви.

Свобода выбора свободы

В чем больше всего нуждается ребенок, живущий в детском доме? В подготовке к выходу из него. Самые большие трудности, увы, ждут сироту в будущем - в большом житейском море. Когда Саша Гезалов в 90-м отслужил на флоте (до флота было еще поселковое ПТУ), ему было все равно, куда ехать. Его не ждали везде. Эдакая странная свобода выбора свободы поджидает практически каждого бывшего детдомовца, но не всем она оказывается по плечу. Гезалов вышел в Петрозаводске, поступил в училище культуры, получил место в общежитии. Когда закончил училище и жить стало негде, ночевал в магазинах и ларьках, которые охранял, работал сразу на нескольких работах и при этом рос профессионально, а значит - и в цене. А большинство его друзей сломались. Кто запил, кто в криминал пошел. И закалка детдомовская не помогла.

- Сомневаюсь, что система воспитания способствовала вашей успешной адаптации. Но что-то такое все же должно произойти с ребенком еще в детском доме, чтобы, покинув его, он состоялся? - спрашиваю я моего собеседника.

- Конечно. Он должен по-другому взглянуть на жизнь, открыть для себя иные ценности, - отвечает он. - Со мной это случилось лет в 14 - 15, когда, заняв в детдомовской иерархии место старшего, я отказался бить малышей. Это было непросто: старшие имели право на все блага, но когда я настоял на своем, то вдруг ощутил себя... гражданином. Так произошла первая подвижка в сторону других ценностей. Потом я стал постоянно размышлять о своей жизни: да, я живу в общежитии, своего угла у меня нет, но занимаюсь боксом, учусь играть на гитаре, играю в футбол. Дальше - больше. Стал задумываться, что для других сделал, благотворительностью увлекся. Так иногда одно мгновение, один поступок может определить дальнейшую судьбу. Это что касается духовной адаптации. Ресурсы воспитанников детского дома в плане профессиональном тоже не так уж малы. Но о них разговор отдельный.

На самом деле успешными сироты становятся по-разному. Один получает образование и создает семью, другой, выучившись на социального педагога, возвращается в детский дом. А я, достигнув определенного уровня в жизни, повернулся в сторону тех, кто нуждается в нашей помощи, и вопрос, для чего я живу, отпал сам собой.

Своя колея

Найти свою колею в жизни воспитаннику «сада-огорода», однако, по-прежнему непросто. Закрытые от общества детские дома с их особым внутренним порядком отстают от слишком быстро меняющегося внешнего мира, и маневрировать во времени сиротам куда тяжелее, чем домашним детям. Вот и мечтают они исключительно о профессии «мёнеджера» и «оператора ОВМ» (в их устах это звучит именно так). А между тем, у детдомовцев есть качества, которые пригодились бы в любой другой работе. Наблюдательность, к примеру, усидчивость, хитрость (жизнь научила к любой ситуации приспосабливаться) нужны и охраннику, и милиционеру, и психологу, и много кому еще. И в беседе с будущим работодателем эти качества безусловно бы помогли, да только не умеют ребята ими пользоваться. В детдоме - пожалуйста, а среди чужих людей... Кроме того, практически все выпускники детдома - люди рукастые: кто шьет, кто вяжет, кто по дереву мастерит. Почему бы и эти умения в дело не пустить? Было хобби, стала профессия. Главное - найти приложение реальным возможностям ребенка.

- Проблема ведь в чем, - говорит Гезалов, - если в определенном возрасте он к какому-то результату не придет, что-нибудь непременно произойдет. Зачем это «что-нибудь» ждать? Лучше все сделать в рамках детского дома и на выпуске. Знаете, путь ребенка все равно начерчен, выстроен Богом, главное, чтобы общество понимало, что просто обязано его принять. Иллюзии, которые мешают жить

Есть и другие причины, мешающие плавать и автономно, и в команде - недетдомовской. Не причины даже, а иллюзии. Считается, к примеру, что выпускник детдома вполне готов к самостоятельной жизни - и коммуникабелен, и с бытом на ты. Увы. Ни общаться с домашними сверстниками, ни правильно питаться, ни подбирать себе одежду, ни вести себя в гостях он чаще всего не умеет.

- Помню, когда в ПТУ поступил, дали мне продукты на неделю, а я их за один день съел, - вспоминает Александр Гезалов. - Если бы сказали, что на неделю, я бы услышал, но они-то думали, что я и так знаю. И хлеб я не резал - ломал, в детском доме его уже сразу в нарезанном виде давали. Взаимоотношения с ребятами из группы тоже поначалу не складывались. Здесь все просто: одет плохо - значит последний. Но у меня был кулак, поэтому одежда вскоре стала неважна. То есть какую-то коммуникацию можно наладить, но ни опыта, ни знаний, ни умений в этой области у детдомовцев нет. А учить надо много чему - даже разговаривать с комендантом общежития, где предстоит жить.

Еще одна иллюзия - «невыгорающие» воспы. Воспитатели действительно выгорают духовно: если 24 часа в сутки отдавать свое сердце детям, оно может и не выдержать. Но где, скажите, общественная организация, которая бы поддерживала воспитателей детских домов, помогала им?

Помнится, Макаренко говорил, что хотел бы дозарезу нравиться детям, но чтобы они при этом знали, что ему на их симпании наплевать. Выгоревшим воспам, похоже, и нравиться не хочется, и на детские симпатии наплевать.

Продолжаемая помощь

Вопрос, какая помощь нужна воспитанникам детских домов, - не праздный.

- В семьи берут далеко не всех - очевидно, проблемы в нас, в нашем неумении принять чужую боль, страхе, что не справимся, - считает автор «Соленого детства». - Хотя, как говорил Серафим Саровский, если человек спасся, состоялся, справился со своими трудностями, то он сможет справиться и с трудностями ребенка, которого взял в семью.

- А как помочь тем, кто остался в детском доме?

- Желающих помочь - уйма. Приходящих, уходящих, остающихся, неостающихся. В нашем в проекте даже футболка специальная есть: на ней много-много следов и надпись: «На мне потопталось столько-то человек». Для того, чтобы те же студенты-добровольцы, жалеющие сироток, не потоптались, надо, чтобы кто-то их подготовил, обучил. Каким образом, к примеру, придя в детский дом, можно повысить мотивацию обучения у ребенка и даже подготовить его в вуз? Сделать это, конечно, можно, но не на выходе из детского дома - начинать надо года за 2 - 3 до того, и с самого малого. Попросите, чтобы подопечный ваш с задней парты пересел, попытайтесь объяснить, что вуз - это уже совсем иная жизненная перспектива. Если понимать не желает, зевает, значит, проект ваш провальный. К этому тоже надо быть готовым.

Но самое главное, чтобы помощь, по возможности, была продолжаемой. Как говорил святитель Филарет Московский: «Не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастья».

http://www.uspeshnye-siroty.ru/