КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

По следам ижевских событий: Детский дом похож на аквариум

12.02.2010

Разделы:

В школе-интернате No2 в Ижевске 12 детей пытались вскрыть себе вены. К счастью, раны, которые нанесли себе ребята, оказались не очень серьезными. Зачинщиком бунта был один из воспитанников детского дома. Причины ситуации и возможности ее предотвращения сайту «Милосердие.Ру» комментирует Александр Гезалов, руководитель ряда проектов помощи выпускникам детских домов, в прошлом сам детдомовец.

КОРР: - Расскажите, пожалуйста, что случилось в этом детском доме?

- Двенадцать воспитанников школы-интерната сделали порезы на руках, это не обязательно «вскрытка», но это точно признак дедовщины. Один выпускник «включил» свое влияние и решил свои вопросы с администрацией вполне привычным способом - бунтом. В советской системе так было сплошь и рядом, как-то раз мы не ели несколько дней в знак протеста. Вены мы не резали, но побеги были часто, это тоже форма протеста.

Но обсуждаемое происшествие случилось не в детском доме, а школа-интернат, что несколько меняет ситуацию. В детском доме сироты ходят в школу, в школе-интернате школа находится в том же комплексе. И чаще всего эти интернаты коррекционные, а значит и дети там несколько другие, да и персонал должен быть иным. К пример, глухонемые дети, часто более жесткие, нежели дети-сироты, потому что отставать свои права им приходится молча, а это трудно. Значит, все методы хороши. Иногда дети в интернате имеют диагнозы, не относящиеся к настоящему состоянию их здоровья, они нужны просто для того, чтобы ребенок там рос. А снять диагноз «умственная отсталость» практически невозможно.

КОРР: - То есть это не простой детский дом, там какие-то трудные дети?

- Дети там такие же, как и везде, просто директор наступил на «старые грабли». Прежний директор выстроил свою модель поведения, жизни, а пришедший новый директор пытался ее изменить. Возможно, новому директору удалось надломить проблему дедовщины, но достаточно одной овце остаться верной полю - портится все стадо, и его едят волки. Мне искренне жаль парня, который все это затеял, но видимо он тот самый пережиток. Он испугался будущей жизни, выхода в новый мир. Это для него это стало стрессом.. Возможно здесь и вина тех, кто плохо готовил его к этому моменту.

Виноват ли в этом новый директор? За три года вытравить иждивение и другие «сиротские» штучки, крайне сложно. К тому же СМИ нарушили его права, назвав его преступником, до того как завершилось следствие и прошел суд. Кстати, директор будет подавать на СМИ в суд и дело наверняка выиграет.

КОРР: - Чем можно объяснить феномен власти мальчика над другими воспитанниками? Ведь для того, чтобы побудить детей к коллективному резанию вен, нужно обладать нешуточным авторитетом, способностью приказывать и уверенностью в том, что приказ будет исполнен. Почему его так послушались все?

- В детских домах, школах-интернатах есть своя иерархия, и дети живут согласно ей. Если точнее, это живая система, где каждый знает, на что он способен, и поэтому самые ловкие и сильные рулят другими. Это было и у нас, сейчас это приняло иную форму, борьба за ресурсы обострилась. Дети ждут момента, когда выйдут на свободу старшие, чтобы занять их место. Но новому директору все-таки не удалось сломать старый ритм жизни, привычные системы отношений. Он не смог уволить двух сотрудников имевших судимости, он сказал, что ему негде было взять новых людей. Были и иные недоработки, но то, что в системе работали уголовники, это настораживает.

КОРР:- Вы написали, что мальчик боялся выхода за стены детского дома, не был готов к нему. Этим Вы мотивируете его поступок. Хорошо, допустим, он боялся, но что же все остальные? Им-то чего бояться?

- Адаптация - это крайне сложный процесс, оценить уровень подготовленности сирот крайне сложно. Мальчишка, видимо, не то что испугался, а понял, что скоро он будет никем, а тут он царь и бог.

Внутри детского учреждения есть свои кодексы и правила. Дети часто придерживаются «замаза», когда терпят насилие, издевательство, потому что есть этот кодекс «детдомовской чести». Часто администрация зная эту особенность использует ее для решения своих задач. Новый директор сделал попытку реализовать свои права в детской среде апеллируя, например, к тому, что имеет пояс по карете. Но я знаю и мастера спорта по боксу, которого дети спецшколы не ставили не в грош, им важен не разряд, а человек. Авторитет в детском доме зарабатывается годами, делами, а теряется в миг.

КОРР: - Из того, что нам известно, возникает аналогия: детский дом - тюрьма. Те же законы, власть авторитета, а не официального начальства. Официально же начальство поддерживает устоявшиеся порядки, потому что так спокойнее. Зона (детский дом) сама (сам) себя контролирует.

- Да, согласен, в тюрьме это актив, который сотрудничает с администрацией, но есть и «отрицалово», когда осужденные отказывают идти в актив. В рамках сиротского учреждения директору крайне трудно наладить коммуникацию естественным образом. Поэтому часто он вызывает к себе ребенка и ведет с ним работу по получению разной информации. В тюрьме технология та же.

Часто в детском доме создается Совет детей. Чаще всего он управляемый, воля создания Совета, исходящая от детей (и соответственно его независимость) - это редкость.

КОРР: - Почему директором детского дома оказался непрофессионал. Хороший человек - слишком мало, чтобы нести ответственность за непростых детей. Как могло случится, что он оказался в директорах? Это обычная практика или исключение?

- Я думаю, Дмитрий - человек случайный в детском доме и это скорее исключение из правил. Часто директорами детских домов становятся замы по воспитательной работе, по сути говоря, это и есть кузница кадров. Поэтому, конечно, не очень ясно, как неопытный физкультурник оказался в роли «хозяина». Наверное, где-то кто-то пролоббировал его назначение, в маленьких городках такое возможно.

Физкультурные навыки совсем ничего не значат для должности директора. Пусть это будет самый крутой каратист, система детского дома - это аквариум, где надо уметь кормить разных по характеру рыбок. А делать «лоукик» и морализаторствовать бесполезно. Хороший человек - это еще не профессия. К тому же Дмитрий не понял главного, что придя в детский дом, надо не стены золотить (для этого-то он спонсоров нашел), а организовать, к примеру, гостевой режим и много чего еще. Все хотят сделать золотую клетку, а начинка пусть тихо гниет.

КОРР:- Почему за 3 года руководства, Дмитрию не удалось достичь успеха в деле воспитания детей, он пришел фактически к катастрофе?

- Для того, чтобы Дмитрий мог изменить ситуацию, как он сам сказал, ему необходимо 30 лет. К тому же по его словам он не был знаком с этой системой, не читал специальной литературы, известный автор Гальего для него оказался открытием.

Менять надо не только внутридетскую среду, но и окружающую, а для этого ему надо было не только решать детские вопросы, и вопросы «выгорания» воспитателей, для которых он скорее всего не авторитет. Он не свой, не из числа тех, кто работал или работает в системе, к сожалению. И они видимо тоже не давали развивать его инициативы. К тому же, как оказалось, он в армии не служил, это заметно невооруженным глазом. А армейский опыт - это мощный ресурс для воспитания сложных пацанов, особенно если учесть, что 90 % сотрудников детского дома - женщины, часто одинокие.

КОРР: - Не кажется ли Вам, что детский дом под руководством непрофессионала становятся своеобразной кузницей кадров для криминальных структур? Дети несоциализированы, боятся внешнего мира, кто их поманит, за тем они и пойдут. Что можно с этим делать? И можно ли?

- Важно понимать, что сирота в стенах детского дома многое утрачивает: чувство страха, интерес к качеству жизни и т.д. Это надо знать. Тем, кто приходит работать к этим детям, надо знать, что все, что набирает ребенок в рамках детского дома - это по умолчанию ничто, ноль за стенами детского дома. Как сложно этому нулю выживать среди пятерок и десяток.

Образование, низкие коммуникативные навыки приводят к деградации ребенка, его десоциализации. И когда ребенок смотрит в будущее и страшится его, это понятно. Но своей работой это можно корректировать, создавать условия плавной адаптации. Я убежден, что и такие люди как Дмитрий, могут менять систему, особо не заморачиваясь, о том, кто там «пахан и лох», просто надо обретать любовь и лечить ею детей-сирот, которые ждут ее. Желаю Дмитрию этого.

Вопросы задавал Степан АБРИКОСОВ
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=11262







А.Гезалов.Л.Петрановская.Д.Гавриков.