КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

От-клик: «Если помогать искренне, а не избавляться от вещей...»

04.02.2010

Разделы:

Ссылки:

В новой рубрике нашего сайта мы будем публиковать материалы, приходящие нам от постоянных читателей и пользователей dvaga.ru в режиме обратной связи. Первая обратная связь от нашего постоянного партнера, управляющей делами Благотворительного сообщества «Аврора» Анны Рудаковой.

Я поймала себя на мысли, что живу в мире стереотипов. Так принято, так с детства казалось. То, что неизменно на протяжении долгого времени поддерживается окружающими - это то, в чем мы живем. И я без осуждения отношусь к тем, кто не всегда видит истину. А как ее увидеть без кого-то, кто может тебя вырвать из кокона обывательских стереотипных представлений?

Расскажу, почему я не смогла додуматься о вреде «подаркодарения и одеждывозения в систему ДД». Не потому, что я - смею предполагать - или кто другой глуп и не способен мыслить логично. Первая мысль у меня, как у человека совсем далекого от социальной помощи , была такая: Что я могу? Так, у меня есть игрушки, вещи. Ненужные. Выкидывать? Жалко. Кому дать? Кому нужно! Кому больше нужно? Тому, кто больше обделен. Решили уравнение, кажется. В принципе я считаю, что это иногда и правда может порадовать или пригодиться по факту, но останавливаю себя двумя негативными ощущениями, которые перебивают мысли, а именно:

* я лично начала ощущать и видеть как лица детей меняются в зависимости от подарков. Потихоньку разглядела, что на одежду им вообще-то...как сказать... не очень много внимания на это тратится. Связь игр (причем не развивающих и познавательных, которых я навезла), а компьютерных и всего, что связано с техникой, и улыбок - здесь совершенно точно прослеживается взаимозависимость. Если что-то не нравится - обида. Нравится и хочется еще - лесть и обнимания. И это только то, на что я стала обращать внимания после разговоров с Лешей. И это только то, кого видно, кого раскусила. А ведь есть и те, на чьи уловки я попалась. Совершенно точно. Плюс тут - такая система делает хороших актеров, заставляя владеть эмоциями и перевоплощаться. Хотя кто я, чтобы судить?

* делать так, значит не просто подкармливать систему, а ограничивать себя. Если я движима искренними намерениями помочь, то почему я должна исходить лишь от ресурсов, имеемых у меня? Курица или яйцо? Есть ресурсы - надо помогать. Но если помогать искренне, а не просто избавляться от вещей, то тогда надо думать, как помогать в исконном значении этого слова. В общем, какая-то тут неправда. Если я решила, что хочу делать полезное, то надо смотреть не на то, что есть у меня. А сначала на то, что реально действенно и необходимо, а потом уже заглядывать в свой багаж - не обязательно вещей, даже скорее мыслей, полезных увлечений, которыми можно делиться, связей и т.д. - а уж потом делать добрые дела. Добрые и полезные. Нет, по-настоящему добрые потому, что полезные!

Из статьи мне понравилось вот что: (кстати, применимое не только для поездок по детским домам, а для жизни вообще) установка на наблюдательность, рефлексию, сосредоточение. Я все чаще в последнее время прихожу к пониманию, что все, что ты делаешь надо делать реально глубоко, вникая, растворяясь в этом. Да, это гораздо энергозатратнее, но анализ до и после, 100% включенность во время позволяют делать выводы, понимать суть и двигаться дальше.

В этой связи я вообще считаю исключительно важным и необходимым сделать прочтение необходимого минимума для волонтеров, прежде чем им идти на контакт с детьми-сиротами. Уж кто это будет регулировать - вопрос. Прямо стоит запрещать вступать на порог детского дома пока не прочел даже эту статью. Не понял, не догнал - ну что ж. На тренинги к 2Га насильно не отправишь (а было бы неплохо - комент. dvaga.ru). Прочитал и чуть-чуть призадумался - уже хорошо.

Возможно, было бы правильным делать кейсы для искренне желающих помочь. Вроде такого: Вы сирота. (Понятно, что никогда наверняка не узнаешь каково это, но смоделировать ситуацию все же может быть полезно). Поэтому может, лучше Вы - пленник в системе. Зверек в зоопарке. Ваша цель - вырваться. Какие средства вы будете использовать? Что можно предпринять? Хитрые уловки, находки, как в игре - и вы можете себе помочь. Можно разжалобить, например, чтобы вас забрали. Похвалить или поплакаться навещающему, чтобы затронуть в нем что-то глубокое, а потом крутить-вертеть им. И т.д. А теперь надо посмотреть на то, что по факту делают дети в детских домах. Не то же самое, что смоделировали вы сами?

Искренне восхищает их ум и умение подстраиваться под особенности среды. Так, значит, потенциал есть? Значит, с их способностями можно делать что-то и более толковое...

Анна Рудакова, управляющая делами Благотворительного сообщества «Аврора»