КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Зажечь желание бороться

03.02.2010

Разделы:

Ключевая особенность психологии ребенка из детского дома - инфантильность, или замедленное взросление. Для того, чтобы взрослеть в нормальном темпе, ребенку необходима насыщенная культурная среда, которую он впитывает от рождения и которая служит ему источником развития.

Поясню на самом простом примере: настоящие дети-маугли, которые выросли под покровительством животных в отличие от маугли Киплинговского, не умеют разговаривать. Почему? Потому что рядом с ними не было взрослых, которые бы разговаривали с ними и тем самым обучали бы их, потому что они не слышали языка и не знают, как он звучит.

Полноценная среда ребенка, воспитанного в семье, включает в себя образцы поведения, мысли, действий, характеров совершенно разных людей, знания о мире, о профессиях, опыт преодоления трудностей. Все это создает предпосылки для полноценного и своевременного формирования характера ребенка и личности в целом. В детском доме условия гораздо менее «насыщенные», и, как следствие, развитие замедляется. Эти замедления, «недостачи» среды в итоге и проявляются в феномене инфантильности.

Инфантильность у воспитанников детского дома проявляется в простых и односложных эмоциях, в неумении брать на себя ответственность и преодолевать трудности, в отсутствии представлений о своем будущем, которые влияют на настоящее, в низкой социальной компетентности. Они не знают и не умеют многое из того, что знают и умеют их сверстники из семей - но это только малая часть проблемы, которую можно было бы назвать инфантильностью социальной. Гораздо опаснее то, что у них нет желания изменяться, прилагать усилия к тому, чтобы активно и ответственно выстраивать себя, становиться взрослыми, самосовершенствоваться, преодолевать трудности. Это уже серьезнее - инфантильность психологическая.

Знания и умения можно компенсировать, создав особенную среду, пригласив лекторов, учителей, тренеров. А вот нежеление, апатию, бессмысленность жизни изменить и компенсировать очень и очень трудно. И пока у ребенка не появится желание присваивать то, что ему предлагают, бороться за себя, преодолевать лень, усталость, нежелание, то никакие воспитательные усилия не будут иметь смысла. Очевидно, что человека можно привести в ресторан и заказать ему самые разные блюда всех кухонь мира (насыщенная среда), но если он не голоден, то мало что может заставить его съесть хоть что-нибудь.

Почему так происходит? Социальная инфантильность объясняется бедной культурной средой,в то время как инфантильность психологическая опирается на глубочайшую обиду, злобу, отчаяние, которые ребенок переживает в ответ на потерю заботы со стороны родителей. Предполагаю, что ребят переполняет чувство вселенской несправедливости, обиды на весь мир. Им не на что опереться в трудных ситуациях, нет того, кто мог бы поддержать, вселить уверенность, показать пример удовольствия от преодоления трудностей. Социальная инфантильность, бедность среды усугубляет, но не определяет инфантилизм психологический. И пример тому - единицы сирот, которые выбрались из этого губительного ужаса, многого добились, научились. Это происходит только благодаря тому, что каким-то неведомым человеку образом в их душе зародилось желание и готовность БОРОТЬСЯ.

И я вижу задачу психологической науки и практики в том, чтобы глубже понимать процессы умирания и зарождения этого желания бороться, с тем, чтобы помогать детям формировать это желание в себе. И нет никакого другого пути исследования, кроме как попыток создавать такие условия, в которых может это желание проявляться!

Артем Гебелев

http://www.dvaga.ru/kudryashki/kudryashka-pervaya-zhelanie-borotsya.html#more-1513