КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Когда добровольцы разбежались?!

20.01.2010

Разделы:

Идем вперед, всегда вперед,
Чеканя твердо шаг;
И командир пусть разберет,
Кто друг нам и кто враг.

За шагом шаг идем вперед,
Не рубим мы сплеча:
Есть интендант и кашевар
И должность палача.

/Сергей Смирнов/

Это происходит сплошь и рядом, часто многие НКО через какое-то время начинают разваливаться, распадаться и переставать помогать тем, ради кого создавались. Новички-добровольцы наезжают на «старичков», начинается борьба за власть, свое видение стратегии развития, и все заканчивается. Это явление можно смело назвать болезнью российских НКО. После разрушительной борьбы добровольцы разбегаются в разные стороны, от организации остаются только воспоминания, часто негативные. Бывает, что группы распадаются и появляются новые, но уже не такие эффективные, потому что на пепелище сложно созидать. Так же важно и то, кто именно руководит общественной организацией, какая личность. Человек с креативным мышлением или просто технолог от благотворительности. В этом смысле благотворительные фонды более устойчивы, потому что там нет такой живой работы, как в общественном объединении. И там не нужно столько людей. Собрали деньги - передали. В НКО же все гораздо глубже. Живую работу с детьми не заменить никакими деньгами и сборами. Любой рядом находящийся с сиротой человек в стократ эффективнее дарящих один за одним телевизоры. К примеру, тем же сиротам нужны знания и навыки, обучение, сопровождение, значит, нужны люди. Помощь бездомным требует каждодневной мотивации, которую не оценить ни деньгами, ни чем-то иным. Почему же так часто российские НКО перестают быть эффективными и востребованными, из-за чего падает доверие к ним СМИ, власти, общества и бизнеса?

Ведь когда общественная организация создавалась, у создателей была некая цель, они отвечали сами себе на вопрос - «ради чего я или мы хотим помогать нуждающимся?» Часто это происходит от некоего порыва, эмоции, желания действительно что-то изменить. Но проходит время и мотив гаснет. Почему это происходит? Первое, что приходит на ум, временщиковый и эмоциональный взгляд на процесс оказания помощи, и не только у рядовых добровольцев. Люди побежали впереди своего желания и не выдержали. Общая и главная вина лежит на тех, кто организовал общественную организацию, не делая дальнейших шагов. А какие это шаги? В первую очередь самообразование. Часто руководители НКО считают, что статусы руководителя не нуждается в upgrade. Это в корне неверно.

Ведь для того, чтобы предъявлять требования к добровольцам, руководитель сам должен соответствовать многим параметрам добровольчества, повышать уровень своих знаний. За этим следует и то, что уровень доверия к руководителю падает и поднять его уже нечем. К тому же часто общественная организация гонится не за качеством, а за количеством людей. Не понимая, что лучше мало, но хорошее, чем много, но худо. Призывают, набирают, отправляют в общественные поля неготовыми, необученными, слабо мотивированными, зреет конфликт, но уже на очереди другие, и люди уходят. Иногда полезно придержать добровольца, и не отправлять его в детский дом, или вообще не отправлять, а направить на другой фронт работы, но так хочется массовости, люди сгорают. Но придут другие. Руководитель НКО не заботиться об изучении тех и для тех, кто приходит в организацию, не проводят опросы, анкетирование, или проводят их формально. Ведь в последствие доброволец нуждается в поддержке и мониторинге его состояния,. Нуждается в обучении, поддержке и рефлексии, мониторинге свое роли в рамках общей миссии. В российских НКО этому уделяется не так много внимания, а зря. Например, в православных организациях эту функцию часто берет на себя священник, имеющий опыт общения с людьми, в обычных же НКО это встретишь не так часто. Часто добровольцы поощряются простыми спасибо, между тем им нужны иные формы поощрения, к примеру, оценка эффективности. Это и есть спасибо. Также доброволец, который не ищет возможности повысить знания также со временем создает проблемы в организации, не успевает за новыми технологиями, растущим объемом информации и т.д. Дело руководителя - не позволять волонтеру «заплывать за буйки» в общественной работе. Чтобы в семье добровольца не было руин, чтобы его дети не были забыты и брошены. Это забота всех добровольцев, руководителя в первую голову. Также мне известно, что часто добровольцы не знают в лицо того, кто их собрал вместе и со временем бросил, руководитель хранит инкогнито. Что это? Желание показать, что добро надо делать тайно? Но как быть волонтеру, у которого возникли вопросы, волонтеру, ищущему поддержки?

Что же делать, когда все добровольцы разбежались и все же есть небольшая группа, готовая продолжать помогать людям? Необходимо сделать выводы из всего произошедшего, оценить предыдущую эффективность, явные провалы и успехи. Разработать стратегию и тактику развития НКО, от простого к сложному. Начать не со сбора денег, а поиска того, как организация будет реализовывать то, ради чего создавалась. Да и самому добровольцу полезно узнать, к кому он идет. Если это просто призыв - понять, что именно предлагают, кто предлагает, что за команда, есть ли четкие программы в том или ином виде, есть ли результат, эффективность или простое топтание на месте, ведется ли подготовка и переобучение в этом НКО? Уже войдя в добровольческий круг, начать предлагать создавать методические пособия и библиотечки добровольца, на основе опыта организации и других эффективных НКО. Это все важно, потому что потом мы получаем калек-добровольцев, пострадавших от деятельности безответственных НКО. Эти люди перестают верить в умное добро, несут негатив в общество и СМИ. Тем самым дискредитируя институт общественных организаций. А значит, понижая их эффективность. Вопросов в теме благих дел очень много, но так важно, чтобы те, кто приходит на помощь нуждающимся делали это длительное время и эффективно. Чтобы входящие в тему помощи люди чувствовали поддержку тех, кто уже не один год несет крест помощи. Помните об этом те, кто зовут в свои ряды, и те, кто в них идет.

Если Вы не согласны, пишите: gezalov@yandex.ru

Ваш, Александр Гезалов
http://www.uspeshnye-siroty.ru/













Александр Гезалов