Исповедь наставника детдомовца
15.01.2010
Глупо. Очень глупо было полагать, что, взяв под шефство ребенка из интерната, можно решить хотя бы часть его проблем. Но это я понимаю сейчас, спустя 2 года, а когда человек, не обремененный ни знаниями в этой области, ни опытом, приходит на проект он руководствуется абсолютно другими мыслями и, тем более, чувствами.
На сегодняшний день на каждом углу все кому не лень кричат о проблеме сиротства и о том, что нужно помогать. А вот «КАК?» не говорит практически никто. Люди искренне хотят помочь и, приходя на подобный проект, действительно верят в реальную помощь. Главными аргументами «за» подобный вид общения являются: появление в жизни ребенка неравнодушного человека, наличие у ребенка необходимых вещей и т.д. Если на них трезво посмотреть - не выдерживают никакой критики. Но на неопытный «шефский мозг» они имеют ощутимое влияние. Человек верит, что он делает добро.
Мне, наверное, повезло, и наравне с тем, что я начала писать письма. Я стала приезжать к ребенку. Первый визит состоялся через неделю после отправки «письма-знакомства», а на деле письмо пришло в первой половине дня, я приехала - во второй. Познакомились с ребенком, начали общаться. Первая мысль, которая не давала мне покоя еще долгое время: «А если бы ко мне в дом пришла незнакомая тётя/дядя и стали плясать вокруг меня, уверяя, что она/он мой друг?». Безумно неловкое чувство. Таких подобных чувств, что «где-то что-то не так» было впоследствии немало.
Итак, резюмируя все вышесказанное, можно сделать первую запись в «дневнике задним числом»:
Первый месяц
Состояние: уверенность в том, что все хорошо, написание писем, ожидание письма; ощущения «что-то не так» списываются на стресс, сиюминутную слабость.
Поведение ребенка: не уверенность, шаблонность в разговорах, ребенок вообще не понимает кто Вы такой.
Письма: Первое - написано не им, второе - короткое, практически нечитаемое.
Спустя время, ребенок начинает привыкать, завязываются относительно нормальные отношения. У меня сложилось так, что, спустя три месяца после нашего знакомства его забрали в семью. Представилась пара «мамой и попой». Ребенок их так и называл. А еще через три месяца его вернули. Все это время мы переписывались и созванивались. Когда я узнала, что он снова в интернате - приехала. Ребенок был подавлен, даже истеричен. А я снова зашла в тупик. Как ему помочь? Что я реально могу сделать, находясь за тридевять земель?
Третий - шестой
Состояние: радость, что ребенок в семье, общение с приемными родителями.
Поведение ребенка: взахлеб рассказывает по телефону о новой семье, собаке, дереве во дворе, учительнице и т.д.
Письма: описание новой жизни, быта, рассказы про семью, говорит что понравилось, а что нет из посылок.
Шестой - девятый
Состояние: ребенка вернули - «что делать?», чувство собственной бесполезности, желание помочь. Знакомлюсь с доступной информацией. Отчасти осознаю, что происходит в и интернате: структура, жизнь, быт.
Поведение ребенка: истеричное, неадекватное, на контакт идет неохотно
Письма: большие, содержательные, пишет о лагере, новых знакомых, девочках, мероприятиях.
С позволения директора и органов опеки забрала ребенка на осенние каникулы. Это была его первая поездка ко мне. В целом, все прошло нормально. Днем ходили по музеям. («Развлекалово» старалась дозировать, интуитивно понимая, что что-то не так). Вечером читали книгу.
Некоторую работу по дому выполнял охотно и с удовольствием: вынести мусор, порезать салат, помыть посуду. Даже обижался, когда что-то не давала делать, объясняя тем, что я сделаю это быстрее или он может пораниться. Через неделю вернулись обратно. Приезжала после этого я к нему примерно каждый месяц-два.
Девятый - пятнадцатый
Состояние: полное осознание того, что через письма и посылки повлиять на ребенка невозможно. Слишком виртуально и нереально это все для ребенка.
Поведение ребенка: общительный, охотно идет на контакт, истерик стало значительно меньше.
Письма: содержательные, рассказывает о маме, младшем брате, переживаниях, хочет быть великим футболистом, задает вопросы.
Забираю летом на месяц. Условие - будем подтягивать учебу.
Шестнадцатый месяц
Состояние: немного паническое, полный ужас от уровня знаний, беспомощность, стараюсь что-то вложить, что-то дать.
Поведение ребенка: делает все, но не для себя, а «потому что просят», в учебу не вникает, иногда закатывает истерики «мне это не надо».
После «летних занятий» он поехал в лагерь. К школе, естественно, многое забыл. Однако, выученной таблицы умножения хватило, чтобы исправить математику с тройки на пятерку. Печально.
Семнадцатый - двадцать первый
Состояние: все еще в шоке, присылаю задания, убеждаю, что надо учиться, осознаю безрезультатность своих действий.
Поведение ребенка: делает задания, говорит, что понял, может даже где-то старается. Исправил оценку по математике.
Письма: рассказывает про друзей, учебу, пишет стихи, которые ему нравятся, задает вопросы. Поссорился с девушкой - просил совета как быть.
На Новый Год забрала его снова. Опять учимся. Очень сложно, со слезами на глазах, делаем задания, решаем задачки.
Двадцать второй
Состояние: полный тупик. Сделав акцент на учебу, забыла обо всем остальном.
Поведение ребенка: все делает, но не потому, что интересно и не из-за внутренней мотивации, а потому что «так просят», иногда закатывает истерики на тему «зачем мне это все?!»
Сейчас это полный ужас и полный тупик. Я понимаю, что я не могу должный образом его заинтересовать учебой, объяснить, что знания важнее телефона или игрушки. Он все делает, но не потому, что хочет быть грамотным, а потому что я прошу. А из-за моих «надо учиться» он пугается и начинает отдаляться. Я остро осознаю потребность в профессиональной помощи, проверенных методиках работы с детьми, информации.
Только спустя 2 года я пришла к тому, что шефство должны идти подготовленные люди, с опытом, навыками и знаниями в этой области. А я сейчас наломала дров. И, дай Бог, удастся что-то исправить и не навредить еще больше.
Специально для сайта: http://www.uspeshnye-siroty.ru/
|