«Красили стены в детском доме…»
15.01.2010
Спрашиваешь у среднестатистического столичного студента: «Где найти вакансию?», ответит: «В Интернете, обратиться в кадровое агентство». Задаешь тот же самый вопрос ребятам из детского дома, ответ - «На остановке, на улице, у знакомых поспрашивать». Оба ответа верны и дополняют друг друга. И хорошо, если бы все знали обо всех возможностях этого поиска, но не это режет слух, а печальное соответствие «окружающая среда - возможности». Причем возможности чисто информационного характера. Кроме того, что ребята из детского дома не знают, что в Интернете можно размещать свое резюме, оказывается, само слово «резюме» известно всего одному из десяти, и то без реального понимания его содержания, и ни у одного из них нет своей электронной почты (Аська же - у всех поголовно)...
Как часто мы рассуждаем о воспитанниках детских домов: «Эти дети ничем не отличаются от «обычных», разве что у них нет родителей, но руки-ноги то есть, кушает, в футбол играет, в школу ходит...» Но стоит капнуть поглубже...
В рождественский поход Желтой подводной лодки мы включили профориентационный курс, направленный, во-первых, на расширение кругозора относительно профессий, во-вторых, на приобретение матросами навыков поиска работы, который включал изучение собственных ресурсов и возможностей, источников вакансий, написание резюме, прохождение собеседования и т.д.
Проигрываем приём на работу. Оказывается, пятеро ребят из десяти планируют стать поварами, им 15-16 лет, и, казалось бы, хорошая профессия для выпускника детского дома, но начинаешь узнавать, а что они знают о еде, кухне, поварском деле в принципе, и все поголовно, кроме «знаю, как приготовить жареную картошку», ничего сказать и не могут. Остальные: двое - собираются в педагогический колледж, на воспитателей (и хотя девчонки добрые в душе, трудно разглядеть в них будущих тружениц педагогического фронта, то ли взгляд замылился, то ли закваска не та).
Еще один момент - начинаем писать с ребятами резюме. И тут я понимаю - писать нечего. Задаем вопросы вслух:
- Образование?
- Восемь классов.
- Дополнительное образование?
- Курсы компьютера (поисковиками в Интернете пользоваться не умеют, проверяли).
- Опыт работы?
- Красили стены в детском доме.
- Награды есть?
- Да, конечно! Грамота за помощь в классе.
- Хобби?
- (Здесь шепотом) Курить, играть в компьютер (ребята, и правда, с удовольствием рубятся в компьютерные игры, но напечатать и отформатировать текст в ворде им не всегда под силу).
И немного о ней. В ходе общения трудно понять, кем вообще она может стать в будущем. Частенько агрессивная, обидчивая, нетерпеливая, постоянно ко всем цепляющаяся, интонации речи - нечто среднее между наглым продавцом рынка и истеричной барышней в очереди. И вот она приходит к нам как бы на собеседование, задаем первые вопросы - и её не узнать. Она спокойна, очаровательна и даже немного мила. Понимая значимость проигрываемого сюжета, она перевоплощается до неузнаваемости. Оказывается, ВОТ на что она способна, и есть в ней потенциал. После этого случая, уже совсем по-другому смотрелась, кажется, она сама себе гораздо больше понравилась и после упражнения поведение ее действительно изменилось. Спустя час она подошла с каким-то вопросом и между тем выронила «Ну, вот выучусь на повара, а потом пойду на массажиста...» И ведь на полном серьезе! Вот, какая трагическая наивность?! После детского дома - заниматься долгими поисками себя, получать образование. А в действительности, кажется, выучиться в ПТУ на повара - это лучший и единственный вариант для всех них.
Вывод. Давайте еще соберем сотню мягких игрушек. И отвезем в детский дом, им ведь так не хватает тепла...
Реальная жизнь. Что ж поделать?
Маша К. http://dvaga.ru
|