Кто, если никто..
19.12.2009
Инициатива общественных организаций, направленная на участие в помощи (либо просто написать «на помощь детям-сиротам») детям-сиротам иногда просто потрясают, ставят в тупик и навсегда уводят человека, искренне желающего помочь, от темы помощи. Почему это происходит, почему общественные лидеры иногда не понимают, что своей порой безграмотной и эмоциональной (или просто написать "непродуманной") инициативой лишают людей возможности помогать, принимать участие в деле благотворительности? Мы называем это просто - потратить время и силы впустую.
Первое, что приходит на ум, - общественники не всегда учитывают уровень подготовки потенциальных помощников, из-за чего человек изначально не понимает, в чем заключается суть той или иной формы участия. Общественные организации заставляют его самого придумывать технологии, быть пленником своих домыслов и фантазий, и человек, не понимая своей миссии в деле помощи, утрачивает сон и равновесие в жизни. Чего только стоит призыв написать предновогодние письмо в детские дома, который подталкивает человека на эмоциональный порыв - потому что скоро Новый год, бедным сиротам надо помочь.
То есть некоему человеку предлагается здесь и сейчас написать абстрактное письмо ребенку, даже не зная его, не имея опыта такого вида общения, заставить наступить на новые для него грабли. Ведь человек не только не готов к такой не простой форме взаимоотношений с ребенком, он вообще не понимает, что ему делать и как. Одно дело поздравительная открытка от Дедушки Мороза, которая ни к чему не обязывает, а другое дело личное письмо с предложением дружбы. Общеизвестно, что сиротам никто не пишет, а они очень ждут писем от родных мам и пап, и вдруг прилетит ребенку слезливое пространное письмо - зачем и главное каковы будут последствия для ранимой души ребенка?
Другое дело, если человека к этому готовят, обучают, дают навыки и технологии, но и ребенка сироту тоже надо обучать, а это, чаще всего, самая большая сложность/проблема. Могу поделиться опытом из своей практики: дети-сироты чаще всего отвечают на первое письмо, добиваются получения подарка, который он, естественно, получает, так как идет односторонняя ситуация - ребенок думает: «Ты мне должен, потому что я сирота, ведь ради этого ты начал писать мне письма». Такая практика сложилась не только от того, что ребенок привык все получать, просто переписчик не понимает, что ему делать через переписку, как выстраивать систему взаимоотношений с ребенком. Через какое-то время, ребенок перестает интересоваться перепиской, и человек, столь горячо желающий помочь, оказывается бессилен, потому что общественная организация его позвала на это благое дела, но не объяснила, как это делать, не предоставила необходимого инструментария.
А какой он, этот инструментарий?
Первое: если Вы поддались на обращение некоего благотворительного фонда начать переписку с ребенком-сиротой, но явно чувствуете, что не потянете и не способны - не начинайте. Потом будет сложно выйти из состояния человека, у которого не получилось то, что не должно было получиться. Это честно по отношению к себе и тому, с кем отношения не завязались и не перешли в стадию дружбы. Вспомним поговорку - семь раз отмерь..., это очень подходит в данной ситуации. Если Вы не уверены в своих силах - отложите решение, поищите мотив, пополните багаж знаний. То, что письменная переписка может оказать серьезную помощь ребенку, это факт. Через переписку можно подготовить его к самостоятельной жизни, мотивировать на успешную учебу и получение навыков и универсальных знаний. Здесь важна Ваша четко продуманная программа действий и с элементами будущей оценки эффективности участия. Ради этого можно начинать.
Второе: если Вы все же начали писать, Вы обязаны знать, что дети-сироты чаще всего привыкли потреблять, их этому научили, вживили в их сознание, это их основное жизненное кредо. Их интерес к письмам ослабевает практически сразу. Для ребенка-сироты это большой труд написать ответ, потому что мотивация отсутствует, единственное, что его как-то подталкивает, это возможность получения ресурса - подарка. Получив его, ему трудно вернутся к прежнему общению.
Третье: переписчику дистанционно сложно получить ответы на некоторые вопросы внутри детдомовской жизни, быта, он вынужден додумывать ситуации. Это плохо, так как чтобы знать систему детского дома, там надо либо вырасти, либо много читать на эту тему. Значит надо больше читать, узнавать, интересоваться. Чаще всего дети пишут о внутреннем мире сухо, о себе еще меньше, поэтому надо быть готовым к тому, что иногда наводящими вопросами придется вытягивать из них эту информацию. Ребенок-сирота не спешит делиться своей жизнью, а для чего и почему он должен говорить то, о чем он не говорит даже в рамках детского дома?
Четвертое: если переписчик не знает и не умеет, каким образом вывести ребенка на дистанционное общение/обучение, от которого будет обоюдная польза, то можно смело говорить о том, что дело пустое и не стоит свеч. Для этого можно провести небольшую ролевую игру вопросы-ответы, представив себе, как бы отвечал на вопросы воспитанник детского дома, и каково продолжение...
Пятое: если Вам все же удалось получить письмо, в котором Вы видите стремление ребенка к сотрудничеству, то тогда, опустив эмоции, начните двигать его к пониманию важности образования, культуре поведения, планирования жизни и т.д., чтобы Ваше участие было максимально эффективным и имело смысл. В письмах ребенок может сообщать о своих успехах, применение того, что Вы ему подсказали или послали.
Очень важно, чтобы ребенок описывал, что у него получается, а что - нет, это и есть та цель, ради которой надо начинать это хорошее и доброе дело.
Учитывая, что доступа к Интернету в детских домах России практически нет, переписка было бы серьезным подспорьем в деле подготовки ребенка сироты к будущей жизни. Ведь это так для него важно. Не спешите безграмотно начинать то, что гипотетически может принести пользу.
Союз выпускников детских домов России
|