Россияне продолжают экономить на еде и роскоши.
04.12.2009
Согласно результатам PricewaterhouseCoopers (PwC), россияне из-за кризиса пока не могут увеличивать свои расходы даже на продукты питания, не говоря уже о предметах роскоши, автомобилях и турпутевках. По мнению экспертов, низкий уровень потребительской уверенности - плохой знак для экономики страны, которая до кризиса демонстрировала уверенный рост, в том числе за счет высокого потребительского спроса.
«Независимая газета» пишет, что намерение снизить затраты на путешествия подтвердили 38% участников опроса PwC. Около 33% заявили о том, что вынуждены будут меньше тратить на кино, театры, концерты и рестораны, а четверть респондентов готовы воздержаться от покупки электронной бытовой техники. Другой естественной реакцией на кризис стала смена предпочтений покупателей, отказавших себе в товарах класса люкс в пользу товаров средней ценовой группы, в том числе дисконта. «При низком уровне потребительского спроса экономика теряет важнейший стимул для развития. В «тучные» годы, когда мировые цены на нефть ставили рекорды, российская экономика росла в том числе за счет торговли. Потребительский спрос рос на уровне 15-16% в год», - заявил газете директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Сейчас этот фактор перестал работать. Потребительский спрос ушел в отрицательную зону: в августе 2009-го - минус 9,9% к августу 2008 года, в октябре соответственно - минус 8,5%. «Чудес не бывает. Если так снижается потребительский спрос, то, значит, перспектив развития у российской экономики в 2010 году нет», - подчеркнул Николаев.
При этом, отмечает газета «Новые известия», все больше внимания потребители намерены уделять покупкам через Интернет. Пока такая форма торговли в России приносит лишь от 2 до 3% от всей выручки, но данные исследования показывают, что у нее большое будущее - около 80% опрошенных из 11 городов-миллионников подтвердили: хотя бы раз в жизни они уже совершали покупку, сидя у компьютера. При этом доля граждан с доходом выше 25 тысяч рублей, которые регулярно приобретают товары он-лайн, составляет 90%. Почти все, кто имеет доступ к сети, постоянно используют ее для поиска информации и обмена электронными сообщениями, а 73% подтвердили, что из всех интернет-сервисов они чаще всего обращаются к социальным сетям (3-е место после систем мгновенного обмена сообщениями). При этом каждый четвертый готов к тому, чтобы социальные медиа стали для них основным источником информации о специальных предложениях, скидках и новинках от торговых сетей и производителей. http://www.zagolovki.ru/daytheme/krizis/03Dec2009
|