КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Сбежал ребенок из детдома?!

03.12.2009

Разделы:

На сайт часто приходят вопросы о том, как помочь детдомовцу. Спрашивают люди, обычно ставшие случайными собеседниками выпускника детдома, или волонтеры в детдомах, чьи подопечные скоро выйдут в жизнь. А люди, работающие с бепризорниками, нередко сталкиваются с беглецами из сиротских учреждений, и тут встает вопрос: как быть. Взять к себе в дом? Вернуть туда, откуда сбежал? Поискать подходящий монастырь или православный приют?

За комментариями мы обратились к выпускнику детского дома Александру Гезалову.

- Александр, вот вопрос от нашего читателя: парень, 1993г. рождения, отца нет, мать лишена родительских прав. До 1-го сентября воспитывался в школе-интернате, выделялся отчуждённостью от других детей и систематическими побегами из интерната (из-за таких же побегов, только из дома, он и был передан на воспитание в интернат). Когда не мог сбежать - под разными предлогами ложился в разные больницы. С сентября сего года он должен обучаться в ПТУ и жить в общежитии при ПТУ, однако ничего этого фактически не происходит: занятия не посещает, где живёт - неизвестно. Такое поведение объясняет конфликтами со сверстниками. Ясно, что в нашем маленьком городе жить и учиться он не будет. Что делать, как ему помочь?

- Это частая история. Часто люди искренне желающие помочь выпускнику детского дома или школы-интерната, заходят в тупик, начиная реально понимать, что не знают, как это сделать. Он не желает учиться, живет непонятно где, выпивает, исчезает из поля зрения и так далее. Использует вас для решения своих задач. Уровень его подготовки к жизни очевидно низок. Вы видите, что он комплексует, нет мотивации к учебе, неразумно тратит свои денежные средства, избегает принятия простых и важных решений. Его уважительное отношение - часто имитация для достижения краткосрочного успеха. Бравирует, интригует, шантажирует и манипулирует, впрочем, как это делал и в детском доме, только теперь объект уже другой.

Вы начинаете помогать ему и видите, что что-то не получается или даже есть вред от вашей помощи. Часто это происходит от избыточного желания помочь, не основанного на опыте и знаниях, это действительно вредит и вам и выпускнику.

Что делать? Скажу сразу - универсальных способов изменить ситуацию нет, все зависит от уровня подготовки помогающей стороны и того, каков сам выпускник.

Главное - наладить минимальный контакт с ребенком, не односторонний (существующий лишь за счет того, что это надо вам), а обоюдный, за счет ваших с ним взаимных интересов. Также важно подготовиться к тому, что результат появится не сразу, и не сразу будет очевиден вам и ребенку. Но когда будут видны первые изменения, надо будет вместе оценивать их как путь, правильное ли у них направление.

Постарайтесь понять, какие ресурсы у вас есть для ведения планомерной работы по созданию условий устойчивости выпускника. И поймите, кто вы для сироты, как он вас воспринимает? При этом помните, что необходима и ваша устойчивость, чтобы работа с сиротой не вредила ситуации в семье, на работе. Сколько личного времени вы можете потратить на подопечного, как часто вы сможете взаимодействовать?

Начните с того, что не требуйте от выпускника детского дома всего и сразу. Не навязываете ему мысль о том, что вы будете его поводырем, постарайтесь объяснить ему, что вы «костыль на время», до того момента, пока «проблемный пожар» совместными усилиями не будет потушен.

Найдите такую форму общения, чтобы это не стало повторением ситуации детского дома «воспитатель-воспитанник», результат от такой формы участия будет нулевым.

Ставьте перед ним различные формы целеполагания, от простого к сложному. Чтобы он начинал учиться планировать свой день, свои успехи, постепенно научите его ставить цели на сейчас, сегодня, завтра, чтобы он ощущал себя участником своего же личностного и жизненного роста.

Постарайтесь совместно изучить его жизненную историю, жизни до детского дома, в детском доме и периода после выпуска. Наладьте связь с детским домом, людьми, которым он доверяет и с кем идет на общение, определите ближний и дальний круг его приоритетов в отношениях между людьми. Надо комплексно изучить паренька, так как и он сам не знает, что ему с собой и всем тем, что он получил в интернате, делать. Он в пустыне самого себя, необходимо оросить ее надеждой, уважением, минимальным участием.

Поговорите с ним в сравнительной форме о жизни в детском доме и после, чтобы он осознал, что им уже многое достигнуто. Чаще приводите ему примеры из своей жизни, как вы (или кто-то) учились, как это вам помогло в жизни. Как бы между делом говорите о пользе занятия спортом, вреде курения и винопития, не в режиме лектория, к которому детдомовский ребенок привык, а как это бывает в семье и жизни. Если у вас доверительное общение, то ребенок вас услышит. Если есть пример успешного выпускника детского дома, донесите этот положительный опыт до вашего подопечного. Ему будет на кого равняться и куда стремится.

Всегда остро стоит проблема проживания выпускника детского дома в общежитии, часто они просто уходят жить к кому-то знакомому, часто - к бывшему содетдомовцу, воспроизводя уже во взрослой жизни «детский дом». Это неумение преодолевать возникающие трудности необходимо менять во время совместного труда, создавая искусственные трудности, чтобы выпускник искал пути решения проблемы. Не давайте ему готовых ответов, а спросите: а как ты думаешь, какой путь решений того или иного вопроса.

В форме теста-общения постараться изучить восприятие последетдомовской свободы, от которого зависит жизненное самоопределение. Постепенно ваш тесный контакт должен ослабевать и переходить в дружеское общение с взимоинформированием о том, что удалось создать и сделать, что еще сделать для своего будущего.

И самое главное со временем вовремя отойти от того, кого вы опекаете, чтобы он продолжил свой путь самостоятельно, созидая своими руками.

- А если человек столкнулся с беглецом из детдома, что ему предпринять?

- Проблема побегов детей-сирот из детских домов - давняя и довольно острая. Мотивы побегов - разные. Бегут не только от насилия, бегут посмотреть мир, развлечься, порой - дать себе волю и совершить противоправные поступки. И если рядом с вами оказался такой ребенок, будьте готовы к тому, что непременно придется проявить знания, опыт, потратить свое время на решение проблемы. Прежде всего, если вы приютили сбежавшего ребенка, вы должны знать, что он непременно находится в розыске: детский дом дает милиции т.н. «ориентировку» на его поиск и скорейшую поимку. Максимум что далее может предпринять поймавший сироту милиционер - это поместить ребенка в специальный приют. Иных форм системной помощи государства «бегункам» из детских домов нет.

Так что прежде чем спасать беглецов из сиротского учреждения, надо серьезно это обдумать, чтобы принять важное решение:

1. Подумайте, готовы ли вы привести в свою квартиру ребенка (возможно, не одного), которого (которых) вы не знаете?

2. Если вы все же решились взять беглеца (беглецов) в дом - прежде всего надо помыть и накормить ребят (это располагает и к беседе, и к доверительным отношениям),

3. Самое главное - поговорить с детьми о сложившейся ситуации, узнать (чтобы ничего не забыть, хорошо приготовить опросник):
- откуда они родом и из какого детского дома сбежали,
- причину побега (эта информация еще подлежит проверке),
- количество побегов (если скажут),
- имя и фамилию директора детского дома или воспитателя, которым они доверяют,
- возможные телефоны и/или адрес сиротского учреждения,
- есть ли контакты с их родственниками/родителями,
- поговорите с ними о жизни в детском доме, обсудите с ними их видение своей жизни в детском доме,
- вспомните из своего близкого окружения врача, общественника, журналиста и обратитесь за советом к ним - возможно, они уже знают что-то про данный детский дом, встречались с такими случаями
- не спешите с выводами, полагаясь только на слова ребят: если ребенок бегает систематически, увы, он будет откровенно лгать, чтобы вызвать у вас сочувствие,

5. Затем вам предстоит принять решение о дальнейших действиях

Путь первый:

Если вы не чувствуете уверенности в том, что можете принять участие в судьбе увиденного вами "бегунка", просящего подаяние, расставайтесь с ним, просто купив ему хотя бы немного продуктов. Не берите на себя больше, чем можете понести. Если вы видите, что ребенок болен, находится в критической ситуации - вызывайте милицию и скорую помощь. На этом ваше участие будет завершено.

Путь второй:

Если вы хотите помочь ребятам, но не готовы взять на себя ответственность оставить их у себя - честно им скажите о том, что они временно находятся на вашей территории. Объясните детям, что в любом случае они даже при побеге остаются воспитанниками того или иного детского дома. Скажите им, что вы вынуждены обратиться в ближайшее отделение милиции с информацией, что у вас находятся сбежавшие дети. И далее можно передать их наряду милиции. Желательно, чтобы в это время были свидетели из числа соседей, дети могут повести себя неадекватно - их можно понять - но ваша безопасность также важна.

Путь третий:

Если после выяснения общей ситуации, вы принимаете решение сохранить отношение с детьми и даже оставить их у себя, то необходимо связаться с общественной организацией и провести консультации по данному вопросу. Найти знакомого журналиста и подготовить материал о вашей позиции по отношению к прибившимся к вам детям. Надо договориться с ребятами, что какое-то время они побудут в приюте, пока вы будете решать вопросы опеки или патроната над ними, связаться с директором детского дома и предложить ему решить проблему "проблемного ребенка" с вашим участием. Просить директора выйти с инициативой в органы опеки предоставить вам возможность опеки над "бегунком". Далее можно начинать собирать необходимые для установления опеки документы. Приготовьтесь к тому, что будет не просто, возможно очень сложно, так как ребенок очень долго является частью «системы» детдомов и любые вопросы, связанные с ним, можно решить только через сотрудничество с детским домом и органом опеки по месту жительства сироты или через суд. Иногда такие побеги происходят из-за тяжелой обстановки в детском доме. Возможно, что после того, как информация о ситуации в том или ином детском доме станет доступна Уполномоченным по правам ребенка и будет проведена проверка работы детского дома, то... дети от этого пострадают и побеги продолжатся. Ведь главное в оказание помощи такому ребенку - не навредить ему, постараться вернуть ему доверие к людям. Почему бегут дети-сироты из детского дома, описано в различных книгах. Я тоже попробовал рассказать об этом в эссе "Соленое детство".

Пишите: gezalov1968@gmail.com

Сайт: gezalov.net