Во вторник в полдень усиленные наряды милиции спустились на станцию метро "Белорусская"-кольцевая в поисках профессионалов, зарабатывающих деньги на эмоциях москвичей. В столичной подземке, по данным милиции, кормятся до 150-200 нищих-профессионалов с собственными бригадами прикрытия и материального обеспечения. Хватает "профи" не только на хлеб с маслом, но и на новые иномарки и даже квартиры.
В переходе трется мужичок в камуфляже без ног и кистей рук. На груди табличка "Потерял руки-ноги в Афганистане. Помогите, чем можете!". Милиционеры отводят "ветерана" для беседы к опорному пункту. "Ветеран" предъявляет паспорт гражданина Молдавии и регистрацию, но на вопросы категорически не отвечает - мычит. Мол, глухой.
- Это Иван Кобахматенко, года два здесь работает, - узнает подопечного сержант. - Профессионал. Видите: чистенький, ухоженный, не пахнет. Где ноги потерял, Вань?
- На холодец пустил, - скалит гнилые зубы нищий. Выходит, слышит.
За Иваном прибегает жена Андриана, тоже гражданка Молдавии.
- За что задержали? - нервничает она. - Он в Афгане воевал!
Задерживать "ветерана" никто и не собирается.
- Создается впечатление, что полстолицы побирается, - говорит начальник 5-го отдела охраны общественного порядка на Московском метрополитене Владимир Рябов. - А на деле 60% попрошаек в метро - из Молдавии и с Украины, 30% приезжают из дальних регионов России. 7% - область, москвичей - единицы. А задержать нищих можно либо за нарушение миграционного законодательства, либо за пьянку. Но документы у попрошаек, как правило, в порядке, и мы ничего с ними сделать не можем.
- Всего две тысячи в день подают, - причитает Андриана. - За квартиру, няню для ребенка заплатишь и ничего не останется.
- В вагоне нищему подают по десятке в среднем 5-6 человек, - приводит свои цифры Рябов. - В поезде на кольцевой линии 7 вагонов - это уже 350 рублей. 10 составов - 3,5 тысячи рублей. За месяц капиталец сколотить можно.
Но не все нищие - профи. Вскоре милиционеры находят грязного мужчину с пакетом кефира в руках.
- Вячеслав Анатольевич, - галантно представляется он. - Работал с Андреем Мироновым в Москонцерте. А сейчас мне жрать хочется.
"Любитель" Вячеслав Анатольевич - представитель второй разновидности попрошаек. В метро он прожигает жизнь.
- Это даже не бомж, а бич, - объясняют милиционеры. - То есть "бывший интеллигентный человек". Есть прописка, но из дома выгнали. От жизни ему больше ничего не надо: нальют, дадут кусок хлеба - вот и здорово.
Лучше всех себя чувствуют профессионалы, "работающие на постоянной основе". Таких 150-200 человек.
- Лет 10 назад на "Кузнецком Мосту" стояла бабушка-москвичка, которая заработала на квартиры двум своим сыновьям, - вспоминает Владимир Рябов. - Те встречали ее со "смены" на иномарке.
У Вани Кобахматенко вместо сыновей - жена. Но не всех "крышуют" родственники. Большинство нищих работают с бригадой (обычно это 2-3 человека). Бригада кормит, обстирывает, доставляет на точку и забирает свою долю. Главенство в этом сообществе может захватить любой. Все зависит от личных талантов. Бригады между собой не ссорятся - привлекать внимание милиции себе дороже. Все вопросы решаются кулуарно. Мафии, специализирующейся на попрошайках в метро, нет, уверены в милиции. Уследить за мобильными группками сложно, да и заработки по криминальным меркам не ахти. Вот их никто и не трогает.
За последние пять лет в метро исчезли побирушки с детьми. Милиционеры говорят, что после того, как было принято политическое решение убрать беспризорных малолеток с улиц, их переловили и распределили по приютам.
http://www.izvestia.ru/moscow/article3135453/