МЫ ВСЕ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ…
03.11.2009
Именно так можно перефразировать святоотеческий образ корабля - плывущего по «морю житейскому» - в отношении судьбы детей-сирот. Пространство детского дома - замкнутый мир, скрытый в казенных стенах так же, как в толще морской воды. Долгое «плавание» заканчивается для ребенка в один момент, с приобретением статуса выпускника. Система «выталкивает» его на сушу, о которой он, зачастую, не имеет адекватных представлений. Итог известен: забитые сиротами тюрьмы, наркопритоны и - новое поколение брошенных детей. С подводной лодки, согласно известной поговорке, никуда не деться. Но на ней - и за ее пределами - можно попытаться выжить.
Александр Самедович Гезалов
Известный карельский общественный деятель, автор книги о жизни детей-сирот «Соленое детство». Родился в 1968 году, воспитывался в детском доме, затем служил на флоте. Создал и успешно поставил на ноги ряд крупных проектов в Петрозаводске: Карельскую региональную общественную молодежную организацию "Равновесие" и социальный центр "Попечение". С помощью добровольцев и лично осуществляет адаптационную помощь отказным и тяжело больным детям, осужденным, бездомным, престарелым. Автор и соавтор книг «Основы социального служения», «Основы преподавания православной культуры в школе», «Адаптация детей-сирот в России». Награжден Патриаршим орденом Сергия Радонежского 3 степени, государственной медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, литературной премией «Золотое зерно России» и другими государственными и церковными наградами. Женат, воспитывает дочь и сына.
Алексей Артурович Газарян
Вице-президент Благотворительного фонда «Филарет». Родился в 1985 году в учительской семье. Автор и разработчик ряда уникальных проектов в области детства. Журналист. Опекун. Отец троих детей. Школьный социальный педагог.
«SOS»работники
29-30 октября в Волжске и Йошкар-Оле состоялись встречи под названием: «Сирота в России: секреты успешности». Авторы этого выездного семинара - известные общественные деятели Александр Гезалов и Алексей Газарян. Первый - бывший детдомовец, второй - потомственный учитель. Объединила их воспринятая в сердце боль «соленого детства» сотен тысяч сегодняшних российских сирот. Чьи-то родители сидят в тюрьме, чьи-то погибли по пьянке, иные - скитаются без крыши над головой. Александр и Алексей становятся для этих отвергнутых обществом людей нравственным ориентиром, своего рода «маяком»: бездомным раздают горячую еду, отказникам находят семьи, заключенных выводят на футбольные поля, а одиноких матерей организуют в клуб взаимопомощи. Таких конкретных дел - множество, их невозможно уложить, пожалуй, ни в рамки благотворительности, ни в обязанности, скажем, соцработника. Наших гостей можно было бы назвать, скорее, «sos»работниками: реагировать на сигналы бедствия, откуда бы они не приходили - их образ жизни.
Что необходимо сделать обществу, государству и самим обездоленным людям, чтобы преодолеть так называемую «хроническую неуспешность»? Какое отношение к этому могут иметь школьный социальный педагог или неравнодушный прихожанин храма? Совместный поиск ответов на эти вопросы и составляет суть бесед, проводимых авторами в разных аудиториях, в разных городах России. Каждый выносит из этих совместных размышлений свой, порой неожиданный ответ на вопрос: «Как я могу помочь?» А иногда и болезненное осознание неверности своих, казалось бы, неоспоримо благих намерений.
О «профессиональной» доброте
Детдомовцев у нас «залюбливают» до смерти... Этот неожиданный постулат удивляет и одновременно задевает многих, кто приходит на «гезаловские» встречи. Мы привыкли к иным стереотипам: сиротские глаза, обделенность подарками, недостаточный набор льгот. Но выросший в детском доме Александр знает эту жизнь иначе, изнутри, и потому в его словах гораздо больше реальности. Тех, кто приходит в казенные стены «устроить праздник для несчастных малышей» и, помахав воздушными шариками, удалиться, как правило, мало волнует, кем вырастут эти дети через пятнадцать-двадцать лет. И в еще меньшей степени заботит, станут ли они потребителями, привыкшими выбивать подачки, или же смогут чего-то добиться своим трудом. А опыт показывает: добиваются единицы - и главным препятствием к тому служит иждивенческое мировоззрение, навязываемое сиротам с раннего детства. Слепая, неразумная жалость, превращающая детей в маленьких «царьков», не менее опасна, чем жестокость, огрубляющая их души.
Бороться с этим можно лишь одним путем. В одной из многочисленных статей о Гезалове однажды прозвучала фраза, с которой он согласен на сто процентов: доброта должна быть профессиональной. Это вовсе не значит, что дела милосердия должны быть уделом узкого круга людей с прохладным сердцем. Но тот, кто берется помогать, должен преследовать не сиюминутные, а долгосрочные цели.
Какая польза, скажем, в том, чтобы создать под окнами интерната ровнейший швейцарский газон, а в его стенах - подобие пятизвездочного отеля?.. А между тем, именно таким представляется идеальный приют многим добросердечным гражданам. И не менее добросердечным спонсорам, готовым - в редких, но ярких случаях - обеспечить обездоленным детям жизнь практически во дворце. «Мало кто понимает, что условия чрезмерного комфорта губительны для сирот так же, как полная нищета, - объясняет Алексей Газарян. - Они растут в золотой клетке и выходят оттуда в серую действительность, в которой для достижения хоть какого-то благополучия нужно пахать и пахать. А они привыкли получать всё и сразу. Допускать такого однозначно нельзя. А мягкие диваны и персидские ковры лучше обеспечить нашим ветеранам». Но ими на подобном уровне не занимается, увы, практически никто.
Дела выпускников, вышедших из бедных детских домов, зачастую, обстоят не лучше. Они, конечно, не привыкли к роскоши, но так же ищут источник «подпитки» - и обретают его порой в какой-нибудь доброй душе. Приспособившись, сирота начинает ощущать себя в привычной для него детдомовской роли потребителя услуг - и тянет из своего благодетеля соки до тех пор, пока связь не порвется. Все это приводит порой к жалобам, обидам на бывших детдомовцев. Такой подход не верен. Они таковы, какими их воспитала система. И долг неравнодушных людей, встретившихся на их пути - предложить им другую альтернативу и попытаться что-то изменить.
Сухопутная «субмарина»
Хотите помочь сиротам? Научите их тому, что пригодится в жизни! Так можно было бы, пожалуй, выразить идею проекта «Желтая подводная лодка», которую Александр и Алексей совместно «запустили в плавание» в августе прошлого года. Идею Александр Гезалов вынес из своей давней службы на флоте. «Я был торпедистом, -говорит он, - мы уходили в подводные походы на несколько месяцев и погружались на глубину до семисот метров. Жизнь на подводной лодке наполнена испытаниями и интересна для подростков. Мы решили использовать этот образ, эту атрибутику и организовали двухнедельную смену-«погружение» на базе одного из православных детских лагерей».
Алексей Газарян, разработавший методическую основу проекта, признается, что взял понемногу из опыта самых разных педагогических подсистем: из пионерии, коммунарского воспитания, православной педагогики, военно-патриотических и военно-спортивных проектов, опыта усыновителей и опекунов. Экипажу, состоявшему из пятнадцати человек, предстояло нести вахту и ловить рыбу, отвечать на хитроумные вопросы и «прослушивать шумы» в себе самом.
«На подводной лодке кончилась еда. Что вы будете делать?» Виртуальные проблемы такого рода сиротам, привыкшим получать в столовой неизменную порцию первого-второго, приходилось решать почти каждый день. И - находить не такие уж сложные ответы. «Главным для нас было всем вместе понять, что из каждой ситуации есть выход, и зачастую не один, - поясняет Алексей. - А значит, надо пробовать, действовать. Если этот навык, это отношение к жизни закрепится, детдомовец в жизни не пропадет».
Опыт удался, и организаторы охотно делятся им с теми, кто может организовать что-то подобное в своем регионе, своем приходе, своем кругу. Необязательно с идеей подводной лодки. Стать почвой для адаптации сирот, по словам организаторов, может что угодно - от рыбалки до стенгазеты. Главное, чтобы они соприкасались с «домашними» детьми, учились принимать решения и видеть их последствия. Именно этого, они, в первую очередь, и лишены.
Три свечи перед Богом
За рамками этих встреч и этого разговора осталось два важных вопроса - о служении и о вере. Все, о чем говорили авторы семинара, понятно и без того - с точки зрения просветительской, социальной. Но только верующий человек может вместить в себя ответ на вопрос - зачем?
Я не решилась задать его напрямую: ни Алексею, в двадцать два года взявшему на воспитание «трудного» двенадцатилетнего подростка, ни Александру, у которого лишь теперь, к сорока годам, появились дом и семья. До этого он жил один, в шестиметровой подсобке, и так - без жилья, без прописки, без высокооплачиваемой работы - построил пять храмов, устроил в семьи тысячи сирот, стал «человеком года» в республике Карелия, был удостоен многих государственных наград. Один известный московский журналист дал ему своеобразное «определение»: ежик над бездной. Потому что кажется маленьким и колючим - и потому, что идет по жизни «без страховки», словно действительно по канату. Вопрос - а не лучше ли по твердой земле? - при взгляде ему в глаза забывается сам собой.
Одна из любимых фотографий Александра - десяток мальчишек на фоне железной купели, и три горящие перед ними свечи. Воспитанники спецшколы - малолетние правонарушители - по собственному желанию принимают Святое Крещение. Сам Александр крестился лишь в тридцать два года, после многих жизненных «университетов». Но только этим - верой - можно объяснить, пожалуй, его сегодняшнюю деятельность и жизнь. Впрочем, лучше вообще не искать «объяснения» тех или иных судеб. Лишь помнить о том, что в каждой встрече с горячими и деятельными людьми есть личный пласт, который необходимо «осмыслить сердцем» - иначе не продвинешься дальше и не увидишь, к чему тебе посылает все это Господь.
Елена Сапаева г.Йошкар-Ола, Волжск.
|