Необычный рецепт по спасению сельских школ от закрытия нашли в Саратовской области
Юрий Снегирёв, фото автора
Малокомплектная школа - это диагноз. На селе он равносилен раку. Сначала из-за недостатка учеников среднюю школу превращают в девятилетку. Потом - по мере выпуска учащихся - в "началку". И всё: школа умирает - новых учеников-то нету. "Известия" писали в минувшую пятницу об одной такой угасшей школе в Подмосковье. А вот в Саратовской области, как только малокомплектная болезнь поразила прокудинскую среднюю школу, педколлектив нашел лекарство. Мало учеников? А мы в детдоме возьмем и заполним пустующие классы! Первой в органах опеки появилась директриса Светлана Павловна Зонова. Она взяла трех девочек. За ней потянулись учительница младших классов, строгая математичка, повар и даже техничка Ольга Саракуева. За последние три года педагоги набрали 15 детишек. Всё, школа спасена!
Непьющее село
На площади села Прокудино, где когда-то останавливался автобус из райцентра, бродили гуси. Памятник павшим в Великую Отечественную с елочками по периметру заметно украшал село. На первый взгляд Прокудино ничем не отличалось от тысяч других российских сел.
Население 450 человек. И хотя до райцентра всего 30 километров, добраться туда - это снаряжать экспедицию. В складчину вызывать такси из Аткарска или уговаривать Пашку на "Газели". А тот еще после дождя не поедет: объездной грейдер размыло, а по "асфальту" всю подвеску разнесешь...
Совсем не видно мужиков. Захожу в сельмаг: тут уж точно должны тусоваться местные пьянчужки. Пустота!
- Мужики где? - спрашиваю продавщицу Тамару.
- Так на работе все. Уборочная!
В других селах района на период уборки объявляют "сухой закон". Убирают с прилавков всю водку и вино. А здесь - пожалуйста: семь сортов водки и три коньяка, не считая вина.
- Молодой человек, у нас село непьющее, - не без гордости заявляет Тамара. - Покупают водку, конечно, на праздники или по воскресеньям. И никаких суррогатов - лицензия!
Вот как бывает: то, что в рабочее время люди работают, а в выходной в меру отдыхают, - воспринимается как чудо. Поездил я по селам, но такого еще не видел.
- Уже два года в Прокудине никто на учете не состоит, - рассказывает мне начальник отдела опеки и попечительства администрации Аткарского муниципального района Наталья Серова. - Живет тут одна женщина, пьющая. А у нее шестеро своих ребятишек. Мы на месяц в приют их забрали. Так она и ремонт сделала в доме, и пить престала. В Прокудине все на виду. Только она к магазину подходит, а я уже знаю. Так что все под контролем...
Работа в Прокудине есть. Аж три хозяйства неподалеку. Выращивают подсолнечник, зерновые... Очередь из "Камазов" с семечками на Аткарский маслозавод тянется на несколько километров.
Возле клуба две молоденькие мамаши с колясками. Грудничков выгуливают. На двери афиша на ватмане: "Ко Дню пожилого человека. Концерт "Душой мы молоды всегда". Вокальная группа "Русские напевы".
"Русские напевы" только что вернулись с гастролей. Выступали в райцентре. Скоро опять поедут. На День города Аткарска. Состоит группа в том числе и из учителей.
- Сегодня я своих не отпустила на выступление - уроки, - рассказывает директор средней школы села Прокудино Светлана Зонова.
Но на концерт мы со Светланой Павловной все же сходили. У нее там Танюша выступала. С бантами-пропеллерами и в выходном платье. Пела песню "Детство" . Зонова взяла ее под опеку в январе вместе с младшей сестренкой Дашей. Старшая дочь Ольга - тоже из приюта - обрадовалась. Втроем и уроки веселее делать, и по хозяйству крутиться. Но, увидев корреспондента, Ольга надулась - и к маме:
- Зачем нас снимают для газеты? Мы что - тебе не родные?
- Да родные, родные, - успокаивает девчонок Светлана Павловна. - Просто другие дяди и тети прочтут и тоже кого-нибудь заберут из детдома. Разве же это плохо?
Концерт завершился несмолкаемой овацией. Я обратил внимание - весь первый ряд занимали малыши со своими бабульками. Давно на селе я не видел столько детей. Вот и готовый первый класс - правда, через пару лет.
Третий заяц
Когда-то прокудинский колхоз был "миллионером". Школу отгрохали на 240 душ. Во время агонии русского села учеников осталось только 30. И ни одного с первого по третий класс. Тогда в здание решили подселить администрацию, медпункт и библиотеку. Так дешевле коммуналку платить.
Сейчас и не вспомнят, кому пришла в голову спасительная мысль "прирасти" казенными детишками. Педагоги "убивали" сразу двух зайцев. И школу спасали, и свои рабочие места. Ведь после сокращения должно было остаться всего пять ставок из девятнадцати.
- А третьего "зайца" вы не упустили? - строго спрашивает меня Светлана Павловна. - Ведь детям в семьях лучше, чем в детдоме.
...У Светланы Павловны тогда состоялся серьезный разговор с мужем. Родные сын и дочка давно выросли и живут в городе. Жилплощадь позволяет расширить семью.
- Ты подумай, - сомневался муж. - Такая ответственность!
Через две недели супруги Зоновы решились. И ни о чем не жалеют.
- Первым делом мои девчонки стали отъедаться, - рассказывает Светлана Павловна. - Тут главное не перекормить. "Мама, я своих детей досыта буду кормить" - это мне Таня заявила. А у младшей Дашутки вши так голову проели, что волосы клочками растут. Но врачи говорят: это пройдет.
На Пасху принято на селе ходить по домам, колядовать. За песенку или стишок полагается награда - яичко или денежка. С каким упоительным наслаждением и гордостью детдомовские раздавали куличики! Они в первый раз оказались по эту сторону порога.
- Мама, мама! Давать приятнее, чем брать! - самостоятельно вывела христианскую истину Танюшка.
На эту Пасху девчонки раздали из дома все яйца. Так что новые пришлось в воскресенье красить...
Зоновы держат скотину. Прошлым летом продали бычка и поехали со старшей Ольгой в Анапу. Надо ли говорить, что девочка впервые увидела море. И теперь рассказывает об этом новым сестренкам.
- А вы нас возьмете на море в следующем году? - спрашивают Таня и Даша новую маму.
- Будете хорошо учиться - возьмем! - обещает отец, мужчина серьезный.
И девчонки учатся как подорванные.
Поехала с Таней Светлана Павловна в райцентр. Видят, "биологическая" мамаша Танина стоит, курит. Заметно подвыпившая. Таня испугалась и спряталась за Светлану Павловну.
- Не хочу к маме! Увези меня отсюда! - и в слезы.
- Успокойся, маленькая. А знаешь что? Давай мы твою маму простим.
- Совсем-совсем?
- Да, совсем. Она сильно заболела. И тоже любит тебя. Но сейчас не может справиться с недугом...
Девочка простила маму. Но та ей все равно не звонит. Ни на день рождения, никогда. Хотя Зонова просила ее:
- Вот телефоны. Сотовый, служебный... Звоните, не пропадайте. Девчонкам это важно...
Школа действительно огромная. Со своим спортивным и актовым залом. В столовой подают два завтрака. Подавальщица - та самая женщина с шестью родными детишками. Смотрит на директрису чуть-чуть виновато. От людей на деревне не спрячешься...
Как-то в школе случилось ЧП. Драка. Бились интернатские с приютскими. Поясню: детишек педагоги брали из двух учреждений. Интерната и приюта. Между которыми давняя вражда. Кто-то кого-то обозвал "приютской свиньей". Другая сторона вмазала не по-детски.
- Они дрались не на жизнь, а на смерть. Восьмилетние пацаны, - вспоминает учительница начальных классов Елена Носульчик. - И мой Гошка в свалке был. Мне плохо с сердцем стало. И я грохнулась в обморок. Потом мне рассказали, что они насмерть все перепугались. Побежали за медсестрой. Капли, нашатырь... И всё. Больше никаких драк.
Конечно, с привычками из прошлой жизни расстаются пацаны не враз. Мат в стенах школы - страшное преступление. Прибегает к директрисе одна девочка:
- Леша меня матом назвал!
- Леш, как ты мог? - поймала преступника в коридоре директор.
- Клянусь, не было этого! - Леша аж заревел от несправедливости.
- Света, повтори мне на ушко, как он тебя обозвал. Один раз разрешаю...
- Дурочкой...
Эти дети за свою недолгую жизнь настрадались так, что и взрослый не представит. Только в приюте их научили чистить зубы и пользоваться туалетной бумагой. Многих забирали из халуп, где на потолках шевелилась шуба из тараканов. А что такое секс, они знают во всех подробностях - родители по-скотски занимались этим прямо при детях. Побои, воровство, насилие... С такими человечками справиться непросто. Статистика пророчит: 90 процентов детдомовских идет по стопам непутевых родителей. Может, прокудинский эксперимент изменит эту цифру?
Фруктовый сад
Аткарский приют "Доброта" располагается в дореволюционном здании бывшей городской думы. Отсюда педагоги детей и забирали. В приюте, в отличие от интерната, содержатся дети, у которых еще не определен статус. Их пап-мам ведь могут и не лишить родительских прав...
Особая гордость - это семейно-воспитательная группа - СВГ. Гражданин устраивается на работу в приют воспитателем. Получает зарплату. Но на работу не ходит. Воспитывает детей дома. Для этого нужно иметь подходящие условия. Ну и доброе сердце, разумеется. Кроме зарплаты, воспитатель получает все необходимое для ребенка. От наволочки до компьютера. Если нет своей машины, можно пользоваться социальным такси. Просто коммунизм какой-то. Из расчета 465 рублей 37 копеек в день на ребенка. Но содержание в самом приюте обходится государству чуть ли не в три раза дороже. Уборщица прокудинской школы Ольга Саракуева как раз оформилась воспитателем в СВГ. Троих ребятишек уже взяла под опеку. Еще один мальчик Саша пока просто живет у нее, ждет решения суда.
Совсем недавно в приют приехала московская дама. У нее умер восьмилетний сын. Условия у дамы были прекрасные. Все проверки она прошла, и все разрешения были получены. Дама хотела удочерить двух девочек-близняшек.
- Она постоянно будет сравнивать девочек с умершим сыном. И не в их пользу. Должно пройти время. Не сейчас! - так мотивировали отказ местные психологи.
- Прокудинским педагогам мы доверяем, - заявила мне директор "Доброты" Татьяна Домничева. - Недавно губернатор вручил Зоновой почетный знак "За достойное воспитание детей".
Пару лет назад прокудинским хозяйством руководил саратовский бизнесмен по фамилии Баран. Этот человек смотрел в будущее. Он пообещал, что выпускникам школы, которые под опекой, он оплатит обучение в Саратове. При условии, конечно, что те останутся работать у него в хозяйстве. Даже составил список профессий. Но потом у бизнеса появился новый хозяин. Он только на это первое сентября пожаловал в школу. Подарил два ранца первоклашкам. Конечно, два ранца это лучше, чем ничего. Но до обещаний Богдана Барана еще далеко. Педколлектив надеется на бизнес. Должен же бизнес понимать, что может остаться без рабочих рук.
О чем спрашивать детей? Ну конечно: "Кем хочешь стать?".
- Врачом. А то у нас только фельдшер.
- Таксистом. Чтоб в райцентр людей возить.
- Учителем математики. Как мама, - это один из приютских. Очень серьезный мальчик, весь в строгую математичку.
- А где жить будете, когда вырастете?
- В Прокудине, где же еще? - дети удивляются...
Спрашиваю десятиклассников о том же самом. Тут ответы другие. Александр Сергеев хочет стать милиционером. Или автомехаником. В Саратове, разумеется.
- А что тут делать? - удивляется десятиклассница Татьяна. - Дискотеки нормальной нет. Аппаратуру купить не могут. Танцы под магнитофон - это не серьезно. Поеду в Саратов учиться. В Прокудино, скорее всего, не вернусь. А тут дача останется. Недалеко ведь.
Ну вот этих уже упустили. А надо-то немного денег и инициативы. Диск-жокея модного пригласить. Рок-группу организовать. А то на "Душой мы молоды всегда" далеко не уедешь.
...Директриса Светлана Павловна два года назад вместе с подопечными сажала фруктовый сад во дворе школы. Агроном насмехался: тут глина да бугор - яблони и сливы расти не будут. Но дети все равно выкопали ямы и посадили саженцы. А этой осенью первый урожай сняли. Мытые яблоки лежат в тазиках прямо в коридоре. Дети грызут их на переменах. Агроном ходит, удивляется.
- А мы в ямы земли из низинки натаскали. Вот деревья и прижились, - говорит Светлана Павловна. - И дети наши прижились в Прокудине. Никуда они от нас не уедут...
http://www.izvestia.ru/special/article3133845/