На днях в Москве завершился первый экологический кинофорум "Золотой витязь". Проходил он под девизом "Экология души - спасение человечества". Собственно, и сам фестиваль "Золотой витязь", существующий уже 18 лет, занят в основном вопросами душевного спасения - каким видится оно организаторам и прежде всего президенту "Витязя" Николаю Бурляеву. Отчаянный пацан Бориска, взявшийся отливать колокол в "Андрее Рублеве", влюбленный интеллигент Саша из "Военно-полевого романа", сегодня Бурляев для одних - патриот и подвижник, для других - реакционер и мракобес... С ним хочется спорить, но интересно разговаривать. Потому что кино, театр, дети, Россия - любые векторы беседы для Бурляева сводятся в единую точку - точку веры. Духоподъемности героя пыталась соответствовать Елена Ямпольская.
"Пятеро детей - один другого лучше"
вопрос: Николай Петрович, хочу начать разговор с того, что нас объединяет. А именно - с нашего общего неприятия фильма Павла Лунгина "Царь"...
ответ: Я пришел смотреть "Царя", потому что мне была интересна трактовка Павла - после "Острова". "Остров" ведь был настоящим поступком... Я заставлял себя оставаться в зале полчаса, хотя можно было уйти через пять минут, увидев непрофессиональную работу Петра Мамонова. На экране, извините, беззубый бомж, а не царь Иоанн Васильевич. Но самое главное - историческая трактовка неверная, уводящая нас от истинного понимания сути и образа Иоанна Грозного. Я категорически не согласен: и народ как быдло, и царь как упырь - все это антиисторично.
в: Абсолютно с вами солидарна. Однако на последнем "Золотом витязе", проходившем в Липецке, Гран-при достался "Тарасу Бульбе" Владимира Бортко. Вам не кажется, что "Бульба" и "Царь" в крайностях своих похожи?
о: Ни в коем случае. Победа Бортко на "Золотом витязе" была единодушным решением руководителей всех шести международных жюри, и я тоже принял этот фильм. Да, он эпический, да, пафосный. Он раздражает нашу элиту, особенно "пятую колонну", которая глядит на Запад и мало гордится собственным отечеством. Причем этот фильм примиряет русское и украинское. Хотя и на Украине были крики: "Богдан Ступка продался москалям!". Но если подняться над мелкими распрями, то Владимиру Бортко - как, кстати, и Наталье Бондарчук с ее новой картиной "Гоголь. Ближайший" - удалось дать единого, неделимого Гоголя. Отпадают все вопросы, кто он есть - украинец, русский? В обоих фильмах он сын единой неделимой русской земли. И я рад, что обе ленты отмечены главными наградами нашего фестиваля.
в: По-моему, именно после "Бульбы" - как и после "Царя" - голова сама поворачивается в сторону Запада. Пугает этот кровожадный патриотизм - бессмысленный и беспощадный.
о: Понимаю, о чем вы говорите. И я могу придраться к "Тарасу Бульбе" как профессионал: в чем перебор, без чего можно было бы обойтись, где артисты плохо играют. Но я прощаю малые огрехи, потому что это эпохально важная работа для сегодняшней России. Я счастлив за детей моих, что они увидели этот фильм - где говорится о подвиге ради Отчизны, о бесстрашии, о наших предках, потому что моими предками были запорожские казаки...
в: У вас ведь много детей?
о: Пятеро.
в: Кому сколько лет? Чем занимаются?
о: Иван - композитор, ему 33 года. Маша - артистка Театра Маяковского. Я был против, чтобы она пошла по актерской дороге, но... Она, кстати, играет в фильме "Гоголь. Ближайший" и, по-моему, лучше всех играет. Для меня было открытием, что у меня такая дочь. (Режиссер фильма Наталья Бондарчук - мама Марии и Ивана Бурляевых. - "Известия".) Георгию восемнадцать лет, поступил на юридический. Илье четырнадцать, учится в православной школе. Дашеньке двенадцать. Все дети очень хорошие. Один другого лучше.
в: Девочка младшая тоже в православной школе учится?
о: Да.
в: Ребята общаются только со сверстниками своего круга, своих взглядов?
о: Да что вы! Со всеми общаются. Они люди XXI века. Кстати, уже четвертый год работают в детском жюри "Золотого витязя". Учатся правильно оценивать искусство. Даже очень строго оценивают. Два года назад Илья был руководителем детского жюри и добился удаления из программы одного словацкого фильма. Говорит: "Пап, что вы нам показываете?".
в: А что там было?
о: А там было всё: мат, девочка, у которой мать проститутка, говорит: "Я вырасту и буду такая же", и так далее. Я поглядел - пришел в ужас. Говорю отборщикам: "Как к нам попал этот фильм?". - "Он на "Кинотаврике" получил премию". - "Вы сами-то его видели?". - "Нет, но мы поверили критикам". - "Да вы что? Где вы работаете?!". Пришлось изъять из конкурсной программы.
в: Наконец-то одобрено преподавание "Основ православной культуры" - или как этот курс будет называться - в средних школах. В каких-то регионах это будет культура мусульманская, иудейская, буддистская... Возникает вопрос: не обострятся ли со временем межконфессиональные проблемы в стране?
о: Конечно, нет.
в: Однако неофиты бывают очень агрессивными...
о: Если начнем жить согласно вере, никаких столкновений не будет. Ни в одной традиционной религии, ни в одной конфессии злоба не одобряется. Везде главное - любовь.
"После Иешуа Га-Ноцри нельзя играть подонков"
в: Вы сейчас мало снимаетесь. Значит ли это, что вы отказались от профессии, которую выбрали еще в детстве?
о: Начнем с того, что я ее не выбирал. Она меня выбрала. Я не хотел быть актером, потому что з-з-заикался. Потом оказалось, что существуют тайны психики человеческой, и актер может заикаться в жизни - Кторов, например, - но, играя роль, не заикается вовсе. У меня именно этот случай.
Летом 1959 года я возвращался из школы домой по улице Горького. Вдруг какой-то молодой человек сделал резкий шаг в мою сторону и сказал: "Ты мне нужен". Начал объяснять, что он заканчивает ВГИК, ищет для фильма такого мальчика, как я. Кино для меня уже было не ново, брат мой к тому времени снялся в шести картинах, я с ним часто бывал на "Мосфильме". Но мне 13 лет. А родители предупреждали, чтобы я на улице ни с какими дядями не разговаривал, они детей воруют. И я спрашиваю: "А документы у вас есть?". Парень показал студенческий билет: "Андрей Михалков-Кончаловский". Он привел меня на съемочную площадку "Иванова детства" - к Андрею Тарковскому и примерно тогда же привез в дом на Николиной горе. Там я познакомился с моим ровесником Никитой, и он стал моим другом - полвека назад...
Но и тогда я не говорил, как заявляют многие актеры, что они отдали бы всю жизнь подмосткам и рады умереть на сцене. Такая доля тесна была для меня. Уже играя в первом фильме, я подсознательно устремился к режиссуре. Примерно в сорок лет, сделав свою авторскую картину "Лермонтов", я вообще утратил вкус к актерству. Перерос актерские амбиции. После "Военно-полевого романа" Петра Тодоровского выдался год, когда у меня было 80 предложений. И все - на главные роли. Я отказался от всех восьмидесяти. Хотя родственники уговаривали: ты же бедный, у тебя же ничего нет...
в: Да, простой вопрос: как семью кормить?
о: У меня есть высшая оценка того, что нужно и не нужно делать в жизни. Этим я обязан Андрею Тарковскому. Он был очень расстроен тем, что после "Иванова детства" и "Андрея Рублева" я начал много сниматься - по пять-шесть фильмов в год. Говорил: "Коля, остановись. Побереги имя свое. Будешь голодать - не играй в том, за что потом будет стыдно"... Были еще "Мастер и Маргарита" Юрия Кары, но этот фильм вообще поставил передо мной преграду. Потому что после образа Иешуа Га-Ноцри играть подонков, генералов КГБ, продающих родину западным олигархам, неприемлемо. Я говорил: перепишите роль, чтобы этот генерал жертвовал жизнью за Россию, тогда я согласен.
в: А как вы рискнули сыграть Иешуа?
о: Да, риск был большой. Я шел к этому практически всю жизнь, в отдельных ролях пробовал элементы грима... Даже думал сам делать фильм - как режиссер - по Евангелию. Обращался к разным духовным лицам с вопросом: "Имеем ли право мы, грешные люди, браться за такие темы?".
в: И что вам отвечали?
о: Как правило, ответ был отрицательный. Но одно духовное лицо, выдающийся русский иконописец мне сказал: "Поскольку есть такой вид искусства - кинематограф, и вы им занимаетесь, и вам Господь определил этот окоп борьбы за душу человека, то вы просто должны это делать"... Что касается "Мастера и Маргариты", сначала Кара предлагал мне роль Ивана Бездомного. Но я ему прямо заявил, что эту роль играть я не буду, она мне глубоко неинтересна. А то, что я могу, и только я - заявил я режиссеру в гордыне своей - сейчас к этому готов, - Иешуа Га-Ноцри. Кара сделал пробу. Проба была столь убедительна, что он переломил волю худсовета. Я опальным был в те годы...
в: Почему?
о: После "Лермонтова". Попал под каток, но это отдельная тема. Ко мне приклеили ярлыки мракобеса и черносотенца. В частности, "Известия" и "Неделя" приложили руку к травле этого фильма... В общем, худсовет объявил: "Бурляев утвержден". Мне позвонили, поздравили, а я в ответ отказался от роли. У них был шок. А во мне боролись страстное желание и понимание, что не должно этого касаться... На первый просмотр я шел с намерением раскритиковать свою работу в пух и прах. Но - не смог придраться ни к чему. На экране был другой человек. Иная пластика, интонации, голос, глаза. Это не я. Я был антенной, проводником... Тем не менее сейчас я бы точно не взялся за эту роль...
в: Взгляд церкви на актерство меняется?
о: Да. Церковь принимает искусство, творчество как опыт обновленного духовного сознания человека. Дело в тебе самом, с чем ты идешь на каждую роль. Мы на театральном форуме "Золотой витязь" ставим перед участниками вопрос напрямую: богоугодное ли дело театр и актерство по природе своей? Вот приехала Алиса Фрейндлих, играла спектакль "Оскар и Розовая дама". То, что она делала, и было ответом на этот вопрос. Да, богоугодное, если Алиса Фрейндлих играет умирающего мальчика, который обращается к Господу с письмами-посланиями.
в: Многие ли из российских актеров на тему богоугодности своей профессии задумываются и по этому поводу переживают?
о: Трудный вопрос. Но я полагаю, что многие. Как у Державина: "... Но сам собой я быть не мог. / Твое созданье я, Создатель! / Твоей премудрости я тварь, / Источник жизни, благ податель, / Душа души моей и царь! / Твоей то правде нужно было, / Чтоб смертну бездну преходило / Мое бессмертно бытие; / Чтоб дух мой в смертность облачился / И чтоб чрез смерть я возвратился, / Отец! - в бессмертие твое...". Это ощущение есть у каждого человека. Просто кто-то уже понимает, что он верит, а кто-то еще в процессе...
"Меня обвиняли, будто я антисемит"
в: Вам, человеку, который часто и открыто говорит о принадлежности к православию, о своей "русскости", бывает тяжело в общении? Вы упоминали историю с "Лермонтовым", однако не секрет, что и сейчас многие держат вас за черносотенца...
о: Уже меньше. Очень трудно приклеивать то, что не приклеивается. Меня обвиняли, будто я чуть ли не антисемит. Это оружие, кстати, мощное - приклеишь, и всё, русские люди тебя чураются. Господи, да о чем речь?! В нашем фестивале "Золотой витязь" участвует Израиль, мы уже три года отбираем их лучшие фильмы...
Я по сути человек замкнутый, мне бы жить одному где-нибудь в келье. Только почему-то жизнь все время бросает на передовую. Но общаться мне не трудно, нет. Я всех люблю. Правда, к врагам пока отношусь не по-христиански.
в: Кого вы называете врагами?
о: Тех, кто думает, что они мне враги. Я-то понимаю, что мы все находимся в процессе бытия...
в: Тогда в чем выражается "нехристианское отношение"?
о: Есть прекрасное изречение митрополита Филарета: "Любите своих врагов, уничтожайте врагов отечества, гнушайтесь врагами Божиими". Здесь очень важный водораздел, понимаете?
в: Надеюсь, вы не причисляете к врагам Божиим всех неправославных?
о: Нет, естественно. Они тоже верят в Бога, проходят свой путь, тут уж что сделаешь? Но спасутся только православные.
в: Откуда у вас такая твердая вера?
о: Ну, извините, мне 63 года. Как всякий интеллигент, я изучал в жизни разные религии. Меня тоже бросало в крайности. Чего только не было: и дзэн-буддизм, и Блаватская, и хатха-йога... Все искали. И Тарковский искал...
в: Про Тарковского робею вас спрашивать...
о: Н-не робейте.
в: Недавно пересматривала "Андрея Рублева", и вдруг возникло чувство, что этот фильм снят совершенно неверующим человеком. Вся история - исключительно о зависти к большому художнику, о том, как его травят, как ему мешают работать. То есть фильм, по-моему, эгоцентричный, с огромной плотностью личной обиды и личных особенностей характера, которые, увы, стали всеобщим достоянием после публикации дневников Тарковского...
о: Вы знаете, я тоже в разные годы по-разному оценивал этот фильм. Первый раз он мне не понравился вообще - затянут, зачем эта кровь, зачем режет горло, коровы зачем горят, кони падают... Но потом, год за годом... Я сейчас попробую вам ответить. Ведь мы все из атеистического времени. Все крещенные в детстве - и Андрей, и я, но мы не жили по Закону. Он практически сделал первый шаг - столь объемным произведением выводя и себя, и Россию на эту дорогу. Я общался с Бертолуччи, Ангелопулосом, Кустурицей, Вайдой, Занусси. Все говорят об Андрее, что он - режиссер номер один. Он стал Андреем Первозванным не только для российского, но для мирового кинематографа. Он первым начал через экран возводить душу - и собственную, и всех, кто смотрел его фильмы, - к высшим сферам.
Путь Андрея - это путь из атеизма к Господу. Я говорил всю жизнь, и когда еще был жив Андрей и когда его не стало, что он человек верующий. Но доказать это не мог. То, что он на съемках "Рублева" повесил мне на шею крестик - первый в моей жизни, так то игровой был крестик, реквизитный. О Боге мы с Андреем никогда не говорили. Это вроде как было неактуально, тема не из нашей атеистической жизни. Но потом я стал по крупицам отыскивать подтверждения. И то, что он, уходя с кладбища, когда похоронил мать, оглянулся и перекрестил могилу... Далее, одна из его последних записей в дневнике: "Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше. Принимаю всё Твоё, и только тяжесть злобы моей, грехов моих, темнота низменной души моей не дают мне быть достойным рабом Твоим, Господи! Помоги, Господи, и прости!". Тарковский искал Бога всю жизнь.
"Бондарчук сказал: "Я знаю, кто убил Шукшина"
в: Вы ездили на Алтай праздновать 80-летие Василия Шукшина?
о: Нет, к сожалению. Не получилось. Но мы отметили эту дату в рамках "Золотого витязя" в мае, провели вечер памяти и удостоили посмертно высшей награды - Золотой медали С.Ф. Бондарчука за выдающийся вклад в кинематограф. Ее получала дочь - Ольга Васильевна Шукшина. Был потрясающий вечер - с оркестром, с участием актеров, которые имели отношение к творчеству нашего классика, удивительной русской личности. Очень важно, чтобы мы помнили апостолов нашей культуры.
в: Насколько мне известно, вы часто говорите о том, что Шукшин не умер естественной смертью, но был убит. И ссылаетесь на Сергея Бондарчука.
о: Когда я делал фильм о Лермонтове, я сказал Бондарчуку: "Удивительная закономерность: как только поднимается пророк на Руси, его убивают. Пушкин. Лермонтов... Двадцатый век: Есенин, Маяковский. Игорь Тальков, убитый на эстраде. Почему-то только в это сердце стреляли. Вся наша пошлая эстрада тащит страну на дно, а стреляли именно в этого человека, по чьим песням молодежь заново открывала Россию... А Высоцкий?! Медик, делавший вскрытие, говорил, что такое могло быть только от яда...". И вдруг Сергей Федорович говорит: "А Шукшин? Это тоже убийство, и я знаю, кто его убил".
в: И кто же?!
о: Я спросил. Он не ответил.
в: Но зачем могло понадобиться убивать Шукшина? Дважды лауреат Госпремии, орденоносец, он в диссидентах не ходил.
о: Не знаю. Это версия. Не подтвержденная, но об этом многие говорят. Ему не дали сделать "Разина" - фильм по роману "Я пришел дать вам волю". Помню, я был у тогдашнего руководителя Госкино Ермаша - по поводу моего "Лермонтова", но тогда же поднял вопрос о запрещенной им работе Глеба Панфилова "Жизнь Жанны д'Арк". И нечаянно надавил Ермашу на больную мозоль. Говорю: "У Глеба потрясающий сценарий. Не дайте, чтобы получилось, как с Шукшиным". Тот аж поднялся с кресла: "Ладно, ты лучше думай о своем Лермонтове! Тоже мне, ходатай!".
"Я пришел дать вам волю" - первая книга в моей жизни, над которой я плакал. Такое у меня было еще только раз - когда читал сценарий "Военно-полевого романа". Попадание прямо в сердце.
в: Тут мы с вами не совпадаем...
о: Так вы не казачка, видать?
в: Видать, нет.
о: А я казак, и мне это близко. Чиновники обокрали Россию, не дав появиться "Разину". Ох, какой был бы фильм! Здесь больше, чем конкретный исторический персонаж. Здесь Шукшин дал Русь, ее дух, ее волю. Кстати, я "Лермонтова" озаглавил первоначально "Сын вольности".
в: А что такое для вас воля?
о: То, что чувствуешь от рождения, то, что чувствует твоя душа. Воля как свобода и воля как Божий инструмент для правильной жизни.
в: Говорят, воля опасна в России, она здесь превращается в бесчинство.
о: Добрая воля - благо для России.
в: А где ее взять - добрую-то? Не у Разина же с Пугачевым.
о: Например, у меня добрая воля...
в: Тогда, Николай Петрович, последний вопрос. Он - к вам, но и к самой себе в той же степени. Потому что люди мы, как выяснилось, во многом тактически расходящиеся, но стратегически движущиеся в одном направлении. Итак, мы знаем за собой определенную правоту. Знаем - или чувствуем, что истина - в православии. Мы не станем смотреть фильмы про геев, более того - постараемся выкинуть их из любой программы, если, конечно, сможем. У нас есть основания полагать, что в расколе внутри Союза кинематографистов правда на стороне Михалкова. И так далее. Но не получится ли, что благодаря нашим выступлениям, нашей уверенности в собственной правоте кого-то опять начнут сажать за сексуальную ориентацию?.. Или - раньше преследовали верующих, а теперь начнут преследовать атеистов?.. Мы с вами вреда не причиним?
о: Мы с вами - нет. Правота не должна навредить, она должна помочь.
в: Но мы можем кого-то спровоцировать на резкие действия...
о: Что касается голубых, надо ограничить беспредельные права в демонстрации данной патологии по телевидению. Угодно грешить - пожалуйста в подворотню. Зачем втягивать всю страну в этот патологический омут? Зачем нам этим любоваться? Теперь по поводу атеистов. Никто их преследовать не будет, потому что вера православная терпима и терпелива, она гармонична, она принимает всех и вся, она понимает, что все в процессе бытия, что и атеистов - в том числе нобелевских лауреатов - возможно, осенит озарением Божиим... Добро, исполненное любви, не принесет вреда Отечеству. Поэтому не надо пугаться ни "Основ православной культуры", ни Михалкова в СК. Он творит благо, он государственник, патриот. Ну, зачем травить его, как Бондарчука? Помню, я однажды приехал к Бондарчуку, он говорит: "Ты читал?" - и показывает мне газетную статью. Я успел ее прочитать. Там прикладывали нас обоих. Но я-то молодой еще, у меня есть время, я понимаю: правда за мной, все равно выиграю. А Сергей Федорович вдруг говорит: "Знаешь, я это читал в воздухе, когда летел в Осло на премьеру фильма, и у меня была одна мысль - открыть люк и выйти". Затравили. Хотят и Михалкова так же? Мы не дадим!
в: Теперь уже я на правах следующего поколения поддержу: правда за нами, все равно выиграем. Но тем более: не боитесь, что нашей правдой кто-то воспользуется, дабы начать гонения - на врагов Михалкова, на врагов православия, на врагов русского народа?..
о: Абсолютно не боюсь. Поправим, если что.
в: Каким образом будем поправлять?
о: А вот так же - открыто. Общественное мнение-то есть.
http://www.izvestia.ru/person/article3131755/