Сейчас две дочери и пятеро сыновей живут вместе на съемной квартире
В этом домишке на окраине Терновки три небольших комнаты и кухня. Сейчас в них живет 12 человек - 10 детей и двое взрослых. Ребята выбегают меня встречать все вместе. Вежливо здороваются, внимательно рассматривают редакционный фотоаппарат. Они похожи друг на друга, особенно мальчишки - одинаково светленькие и улыбчивые.
- Вова, Валя, Наташа, Сережа, Лена, Коля, Саша, Андрей, Эдик - представляет детей глава семьи Андрей Мишин. Старшему из них 15 лет, младшему 7. В этом съемном доме они недавно. До этого семеро детей Андрея жили со своей матерью в селе Лунино. Оттуда в апреле этого года органы опеки забрали их в социальный приют. На тот момент в доме бывшей жены Андрея было не найти даже кастрюли, не говоря уже о целых тарелках. Младшие вместо школы чаще всего слонялись по местному рынку и попрошайничали. На днях суд вынес решение передать детей отцу. Так они и оказались все вместе: сам Андрей, его гражданская жена Нина и 10 ребят-погодков - семеро его, двое ее и общая новорожденная дочка.
«Хотел возвращаться в семью»
В Лунино семья Мишиных переехала из Казахстана. В свое время Андрей уехал в южную республику из родной Пензы в поисках работы. Познакомился с будущей женой Леной, вскоре после свадьбы появился первенец Вова. В неспокойные 90-е решили вернуться на родину. Купили домик в Лунино, обзавелись небольшим хозяйством. Андрей работал везде, где платили - на мельнице, собирал палатки на рынке. Но денег на растущую семью не хватало и Мишин-старший уехал на заработки в областной центр. Неделю жил в Пензе на съемной квартире, а выходные приезжал домой. Но возвращаться туда становилось все тягостнее.
- Мои взгляды на семейную жизнь жена считала отсталыми и старомодными, несмотря на то, что мы с ней ровесники, - рассказывает Андрей. - Ей нравились шумные веселые компании, свободное поведение. Последние пять лет она постоянно пила и откровенно гуляла на глазах у детей. А мне, как любому нормальному мужчине, хотелось возвращаться в семью, к любящей жене.
Видя, что надежды как-то наладить отношения нет, Андрей переехал в Пензу окончательно. Семеро детей остались с матерью. Отец старался помогать - высылал деньги, которые, в основном, шли на застолья бывшей жены и ее «гостей». Поняв, что толку из этого не будет, стал передавать детям вещи и какие-то подарки. Так и жили два года. Старший сын Вова периодически приезжал к отцу в гости. С остальными детьми общаться не получалось - Лена не позволяла.
Как-то раз в компании общих знакомых, Андрей познакомился с Ниной. Женщина одна воспитывала двоих детей, Наташу и Колю.
- Я с самого начала знала, что у Андрея семеро детей, которые живут в Лунино с пьющей матерью, - говорит Нина. - Но это меня не испугало, мы стали жить вместе.
Суд длился полтора месяца
Вскоре у Нины с Андреем появился общий ребенок - девочка Иванка. А спустя некоторое время Мишина-старшего разыскали сотрудники лунинской администрации.
- Мне сообщили, что Лену лишили родительских прав, а детей отправили в социальный приют, - вспоминает Андрей. - Мы с Ниной не мешкая поехали к ним.
С новой женой отца дети поладили сразу. Старший сын переехал к Андрею с Ниной в Пензу, а остальных забирали из приюта на выходные. Мишин обратился в суд с просьбой разрешить детям жить с ним. Слушания продолжались полтора месяца.
- Суду ничего не оставалось делать, кроме как вынести положительное решение в пользу Мишина, - рассказала председатель Лунинского районного суда Галина Фокина. - Конечно, их финансовое положение и условия проживания далеко не идеальны. Но только это не могло стать основанием для того, чтобы оставить детей в приюте. Это стало бы возможным только, если бы и отец тоже не мог их воспитывать, например, был бы лишен родительских прав. Но Мишин даже мысли не допускал о том, чтобы отказаться от своих детей. Поэтому принять иное решения в этой ситуации было невозможно.
«Мы не скучаем по маме»
Дети Андрея охотно делятся воспоминаниями о своей жизни в Лунино. Подробно рассказывают о том, как к ним постоянно приходили цыгане, как мама отправлялась вечером «в гости» и часто не возвращалась до утра, так что детям приходилось ночевать одним.
- Да, проблем было много, - обстоятельно говорит 14-летняя Валя. - Например, с последним маминым сожителем мы с первого дня не поладили. Я его друзей - цыган шваброй из дома прогоняла.
- Мама много пила. Мы не скучаем по ней, она сама виновата в том, что папа ушел, - спокойно добавляет 10-летняя Лена.
Конечно, старшая Валя не настолько категорична - она признается, что скучает по матери, не смотря ни на что. Но о переезде к отцу не жалеет и навещать Лунино в ближайшее время не собирается. С новой женой отца Ниной у детей сложились теплые отношения. Девочки по очереди помогают няньчить малышку Иванку, следят за порядком в доме.
На сегодня первая проблема Нины и Андрея - устроить детей в школу. Ведь кроме оформления, предстоит еще и подготовить ребят к новому учебному году, то есть элементарно собрать всем портфели.
- Когда забирал детей из приюта, нам выдали на семерых шесть пар штанов и три рубашки, - говорит Андрей. - Потихоньку купили одежду. Обувь пришлось приобретать по очереди, в три захода.
Размещается ребятня в двух комнатах, по два человека на диване. Мебель пришлось спросить у знакомых - на всех кроватей не хватало. Глава семьи работает слесарем-наладчиком на одном из предприятий города. Пока его зарплата - и есть весь доход этой семьи, Нина сидит с маленьким ребенком. Пособия на детей еще предстоит оформить.
- У кого сейчас нет трудностей? - говорит Андрей. - У всех проблемы, зарплаты не хватает, какая бы она ни была. Мы этого не боимся. Нина приняла моих детей без разговоров. Все будут расти вместе в одинаковых условиях.
- Если бы не жилье, у нас вообще проблем бы никаких не было, - мечтательно подхватывает Нина. - Мы даже кредит взять не можем - не хватает доходов. Но ничего, как-нибудь справимся.