Мальчишка сбегает из детского дома, чтобы варить матери щи
07.07.2009
"...И все 20 раз мы его ловили и возвращали в детдом. Благо знаем, где искать..."
Черные резиновые тапки на пару размеров больше, чем нужно, запыленные ноги, серенькие шорты, майка, худощавая фигура и огромные добрые глаза - это Мишка Волков (фамилия изменена). Два года назад его пьющую мамашу лишили родительских прав, 12-летнего подростка определили в детский дом, в ста километрах от Оренбурга. Мишка за это время раз 20 сбегал от воспитателей и пешком ходил в город по трассе - чтобы накормить мать, ее сожителя с братом, которые живут в трехкомнатной квартире.
- И все 20 раз мы его ловили и возвращали в детдом. Благо знаем, где искать, - у матери, - рассказала и. о. начальника инспекции по делам несовершеннолетних Дзержинского РОВД Оренбурга Инна Жукова. - Парень подворовывает, скрывать не буду, иногда где-то подзаработает. А все ради матери. Говорит, что любит ее очень, жить не может вдали.
На деньги, которые удается раздобыть, подросток покупает продукты, вещи и тащит родительнице. Приходит в пропитую и прокуренную квартиру с разбитыми стеклами.
Ставит на плиту кастрюлю с водой, чистит картошку. Потом моет пол, посуду. Потом усаживает мать обедать. И просит: не пей больше! Даже плачет иногда. Родительница игнорирует ребенка с таким же постоянством, как он заботится о ней.
- Не нужен ей Мишка, - подтверждает горькую правду инспектор по делам несовершеннолетних Анна Данилян. - Отловили его как-то в очередной раз, а он посмотрел на меня своими глазищами и попросил: «Научите меня щи варить, мамку удивлю...» Пришлось учить.
- Это же я во всем виноват, - глядя в пол, объясняет мальчишка. - Связался не с той компанией, стал бегать из дома. Вот меня и определили в детский дом. Там хорошо, рыбу ловим, купаемся. Но к мамке тянет, и она тоже меня ждет, я-то знаю.
- Миша спокойный парень, добрый, общительный. Конфликтов с ним у нас не бывает, - говорит о воспитаннике соцпедагог Кардаиловского детского дома Ольга Пащенко. - Но как только по матери соскучится - все, в бега...
На мальчишку уже завели два уголовных дела - за кражу денег и плеера. Сумма ущерба маленькая, и инспектора по делам несовершеннолетних надеются, что до колонии дело не дойдет. Однако если попадется на краже еще раз - точно посадят.
Но Мишка об этом не думает. И не отрицает, что при первой возможности снова рванет к матери, купив по дороге капусту и морковку. Ведь он теперь умеет варить щи! И верит, что мамка этому обрадуется...
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Людмила ФРАНЦУЗОВА, психолог оренбургского Центра помощи детям, родителям и педагогам: «Парень стремится сохранить семью»
- Такое бывает часто. Дети, не получая родительской любви, мамой очень дорожат. Все ребятишки хотят, чтобы она у них была. Побегами из детского дома мальчик стремится сохранить семью, которой очень дорожит. Нахождение вне ее он расценивает как угрозу разрушения. Мы пока не можем найти ответ, где ребенку будет лучше. В детском доме, где есть все условия для него? Или все же дома, где так трудно жить, но где рядом мать?
С другой стороны, есть научные исследования. Оказывается, дети, лишенные родительской ласки, более устойчивы к стрессам и негативным явлениям окружающей действительности, чем домашние...
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Мальчик сам ломает себе судьбу
В этой истории не все так просто, как кажется поначалу. Миша ворует, чтобы помочь матери. На двух кражах попался, но их наверняка было больше. И плохая компания в его жизни была (не скрывает!), и воровать наверняка продолжит и дальше, потому что по-другому ему денег для мамки не добыть. Два уголовных дела уже есть, и должно случиться чудо, чтобы парень не попал в колонию. А как уголовная система ломает жизни и людей - рассказывать никому не надо.
Но сколько бы Мишке ни объясняли, что он сам гробит свою судьбу, парень упрямо бежит к матери. Потому что в детдоме даже такая семья вызывает у ребят зависть: у тебя есть дом! Есть мамка! Ты можешь уйти к ней в любой момент! Семью детдомовский ребенок постарается сберечь любой ценой.
Миша уже понял, что ему сочувствуют. Понял, что от жалобного взгляда его огромных глаз, от слез и рассказов про мать тают инспекторы по делам несовершеннолетних. Понял, что взрослые всеми силами стараются не довести дело до колонии. В голове у парня сместились границы «можно - нельзя». Еще немного - и он перестанет считать кражу преступлением, воровство станет нормой. Но взрослые не знают, что с этим делать. Самым простым выходом было бы устроить мальчишку на работу, чтобы не крал деньги, а зарабатывал и был при нормальном деле. Но заняться этим, похоже, некому.
Анна БОБРОВА
http://kp.ru/daily/24322/514753/
|