Вспомни, как мама учила тебя аккуратно выводить буковки в прописи, а папа помогал забить твой первый в жизни гол, как весело проходили твои дни рождения и ты был просто завален подарками!
Но живут среди нас ребята, у которых нет таких добрых воспоминаний о детстве. По злой иронии судьбы они оказались в детском доме. Жизнь сирот не проста ни в детдоме, ни после его окончания. Для них выход во взрослую жизнь похож на бал Золушки. Вот только нет той доброй феи, которая поможет им сориентироваться в большом мире.
Какие трудности ждут выпускников детского дома во взрослой жизни, как им найти себя в большом мире, и чем каждый из нас может помочь? Об этом размышляет Александр ГЕЗАЛОВ, председатель КРОМО «Равновесие», в прошлом выпускником детского дома.
КОГДА РЯДОМ НЕТ ДОБРОЙ ФЕИ
«Мы все, как присяжные: судьба ребенка в руках общества, в руках каждого из нас» - говорит А.С. Гезалов.
- Александр Самедович, по каким причинам дети оказываются в детских домах?
- Слово «причина» сродни слову «причинять». Эти дети своим рождением причинили неудобство родителям. А те, в свою очередь, причинили урон не только детям, предав их, но и себе - лишили себя права материнства и отцовства. Это происходит оттого, что дух слабый, нет любви и нет милосердия у таких людей. Большинство ребят в детских домах - «отказники».
Четыре года назад в семье Лены произошла трагедия: мама зарезала отчима во время очередной пьяной ссоры. По решению суда мать отправили в колонию, а девочку - в детский дом. По словам социальных педагогов, Лена - сложный ребенок: часто убегает из детдома к тете, прогуливает уроки, не выполняет домашнее задание... И пока у нее нет планов на будущее.
- С какими трудностями сталкиваются выпускники детских домов?
- Переход во взрослую жизнь - сложный процесс для любого молодого человека. Но если домашний ребенок привык к большому миру, то для выпускника детдома многое в нем не знакомо. Он - своеобразный первооткрыватель: за время, проведенное в детдоме, он привык к определенной системе, которую не находит за его пределами. И на него сваливается бремя поиска: поиска себя, жилья, работы...
Олег расстался с детским домом четыре года назад. Попал он туда сразу из роддома: ни отца, ни матери не знает. Пока жил до 18 лет в детском доме, успел окончить училище. А потом «выбил» через суд положенное ему жилье - однокомнатную квартиру. Но стал выпивать. Жил на случайные заработки.
- Однажды мне предложили помочь по хозяйству в храме. Там я понял, что пора браться за ум: перестал пить.
Олег устроился на постоянную работу. У него появилась любимая девушка. А через несколько месяцев у них будет свадьба.
- Отличаются ли ребята из детских домов от домашних?
- Физически - нет. Домашние дети сейчас тоже очень слабые. Но у детей из детдомов меньше умений, знаний, жизненных навыков. Меньше императивный опыт. Еще у домашнего ребенка гораздо выше уровень мотивации: родители помогают познать этот взрослый мир, а сирота привыкает к тому, что многое за него решают. Он привыкает к подобной системе и ищет ее во взрослой жизни. А там ее нет!
- Могут ли такие ребята стать успешными по жизни?
- Конечно, могут! Но нужно понимать, что успешность - это не наличие квартиры, машины. Успешность - это достижение такого состояния, когда ты можешь приносить пользу не только себе, но и обществу, государству. А это под силу многим. Нужно попытаться преодолеть себя и научиться созидать.
В школе Маша ничем не отличалась от других детей: была общительной и инициативной девочкой, учителя ее любили.
- Немногие одноклассники знали, что я детдомовская. Мои родители погибли в автокатастрофе, когда мне было четыре года. А бабушка в силу возраста не могла ухаживать за мной.
После 11-ого класса Маша поступила в университет на юридический факультет. Сейчас работает в престижной фирме консультантом по недвижимости, вышла замуж и ждет ребенка.
- А что нужно для того, чтобы добиться успеха?
- Наверное, терпение. Нужно терпеть в спорте, терпеть неудачи, нелюбовь, неприятие...Нужно не искать легких заработков, а когда очень плохо - не лезть в петлю. Устоять на ногах и не мстить помогает смирение. Также необходима наблюдательность, а она уже приводит к созидательности. Нужно постараться получить высшее образование, и, вообще, постоянно образовываться: развивать в себе разные навыки и умения.
- А у вас есть своя формула успеха?
- Я постоянно образовывался, много читал. Сначала окончил несколько училищ, затем получил «высшее». Но, наверное, самое главное это умение понимать людей. Именно понимать, а не принимать. Нужно научиться видеть сущность человека, привлекать его к добрым делам. Я пытаюсь привлечь людей к своему видению мира: проявлять щедрость и не только материальную, но и щедрость души.
- А как общество может помочь детям?
- Главное думать об этом, не забывать о том, что есть дети, которым трудно в большом мире. Мы часто скрываемся под своим «панцирем», а иногда нужно всего лишь дать совет или поддержать, передав волну добра от сердца к сердцу. Мы все, как присяжные: судьба ребенка в руках общества, в руках каждого из нас.
Ксения ЛУРИКОВА, Державинский лицей