КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Интернет - не место для благотворительности?

22.04.2009

Разделы:

9 апреля 2009г, в Москве в ресторане China Club состоялась общественная дискуссия «Интернет - не место для благотворительности?». Это уже четвертая дискуссия, которая прошла в рамках социально-дискуссионного проекта «Россия Благотворительная».

В дискуссии приняли участие известные деятели благотворительного сектора Рунета: Максим Кононеко, Владимир Вайнер, Алексей Налогин, Сергей Кузнецов (SKCG) и др. В обсуждении приняли участие представители крупнейших благотворительных фондов, успешно собирающих средства через Интернет, - Линия жизни, Подари жизнь, Российский фонд помощи, Pomogi.org, WWF, Cloudwatcher, Справедливая помощь и др. Во время дискуссии был представлен проект «Благо.ру», направленный на сбор пожертвований в адрес различных некоммерческих организаций. Проект организован и управляется филиалом Благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» - CAF Россия. В 2007 году во всем мире на благотворительные нужды было собрано порядка 20 миллиардов долларов в сети Интернет. В России было собрано всего лишь 40 миллионов рублей. Ежемесячно с помощью Интернет пожертвований собирается 80 000 рублей и это не предел, так как наблюдается положительная динамика и эта сумма в будущем будет возрастать.

Среди жертвователей в равной степени представлены и мужчины и женщины, 67 % предпочитают оставаться анонимными. Большое предпочтение отдается использованию кредитных карт, поскольку на данный момент это один из самых удобных способов по сравнению с банковским переводом. Наиболее частые суммы пожертвований идут в промежутке от 100 до 1000 рублей, но есть и более крупные пожертвования. Наиболее часто жертвуют на оказание помощи детям. Помесячная статистика WWF за последний год свидетельствует, что доля пожертвований через Интернет за последний год составляет в среднем 10% от всех сборов. Статистика, собранная фондом «Помоги.орг», тоже не может похвастаться большим количеством он-лайн платежей, так как электронными платежными системами пользуются всего 5-8% участников. «Онлайн-пожертвования - новая и актуальная тема для России. Многие некоммерческие организации задумываются о том, чтобы привлекать средства и новых сторонников через Интернет, но далеко не все знают, как делать это эффективно, - сказала Анастасия Акрамовская, Директор по развитию и консультированию филиала Благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» - CAF России.

С какими препятствиями сегодня сталкивается «благотворительность по интернету»? Каковы перспективы онлайн-фандрайзинга в России? Сейчас перед некоммерческими организациями, стремящимися найти новых адептов среди интернет-пользователей, стоит много проблем. Одна из них заключается в общем недоверии людей к некоммерческим организациям и в их слабой информированности о том, где и как они могут получить необходимую помощь. НКО зачастую склонны винить в этом волонтеров-одиночек. Как отмечает Лев Амбиндер, руководитель «Российского фонда помощи»: «Сейчас в Интернете появляются опасные волонтеры, собирающие в Интернете по 100-200 тысяч евро, а дальше происходят просто жуткие казусы, о которых пока никто в Интернете не говорит. Приведу пример. Недавно в Интернет выходит мать и просит денег для собственного ребенка - для оплаты операции в Германии, счет идет на дни, и медлить нельзя. Довольно быстро набирается нужная сумма, и ребенка увозят в Германию. Проводят операцию, но поскольку время уже потеряно, ребенок умирает. И это при том, что совершенно аналогичную операцию можно было выполнить в институте имени Бурденко, не уезжая из Москвы, не теряя время, и при этом гораздо дешевле». Однако, по мнению Амбиндера, будущая задача российской благотворительности - не противостояние, а объединение усилий файндрайзинга и волонтеров-одиночек. Кроме того, он считает, что сейчас основная проблема заключается не в том, как собрать деньги, а в том как их эффективнее распределить между нуждающимися в помощи, и все решения должны приниматься профессионально, не на эмоциях.

Разделяет мнение Амбиндера и известный волонтер и создатель проекта deti.msk.ru Алексей Налогин, начавший свою благотворительную деятельность одним из первых в России: «Файндрайзинг в Интернете должен оцениваться не в количестве собранных денег, а в эффективности их использования».

«Низкая информированность и незнание своих прав самими пациентами приводят к ошибкам, которых можно было избежать, - Алексей уверен, что и фондам, и волонтерам не стоит отворачиваться от официальной российской медицины. - Нам необходимы организации, которые сумели бы наладить связь между пациентом и официальным здравоохранением. Бывает так, что больному в поликлинике или больнице человеку откажут, а на самом деле просто требуются дополнительные документы, исполнение дополнительных условий. Всей этой информацией должны владеть специальные организации, в которых мы сейчас остро нуждаемся», - заявил Алексей Налогин.

Эффективному привлечению денежных средств с помощью интернет-банкинга мешает то, что до недавнего времени банки не были готовы предоставлять некоммерческим организациям возможность получать электронные платежи. Ситуация начала меняться только в 2008 году. Поэтому ни у пользователей, ни у благотворительных фондов пока не выработалось привычки пользоваться интернет-банкингом и системами электронных платежей. Таким образом, анализируя все проблемы связанные с благотворительностью в Интернете в России, можно задуматься: насколько эффективен этот способ для нас? Многое зависит от того, как подойти к вопросу. Дмитрий Даушев, координатор программы Всемирного фонда дикой природы по привлечению сторонников, считает что он имеет свои преимущества и недостатки:

«Интернет - не более чем средство, в том числе, это один из способов оказать благотворительную помощь. Тогда почему им надо пренебрегать?

У сбора средств через интернет-пользователей есть свои плюсы и минусы. К преимуществам относится: низкая стоимость, вирусность распространения информации, более высокий уровень образования доноров, возможность быстро собрать статистику по пользователям и посещаемости, понять, что не так и, если нужно, изменить стратегию. Но есть и недостатки: высокая конкуренция за внимание пользователя, спонтанно принимаемые решения (из-за чего сложно растить группу лояльных пользователей), низкие отклики, низкий уровень умения пользоваться платежными системами».

По опыту WWF, чтобы благотворительность в Интернете работала, некоммерческая организация должна иметь живой обновляемый сайт, уметь поддерживать длительные отношения с донорами, и чтобы у людей сформировалось доверие к электронным платежам.

Евгения Вокач