Журнал Times:Главное – не удивлять, а решать конкретные задачи
16.11.2009
Общественную организацию «Равновесие» в Карелии знают если не все, то очень многие. Впрочем, не только в Карелии. Проекты «Равновесия» давно переросли рамки региона. Они настолько же уникальны, как и человек, который создал организацию десять лет назад. О том, с чего все начиналось и какова главная болезнь современных НКО, - в интервью с руководителем общественной организации «Равновесие» Александром Гезаловым.
Корр: Александр, ваша деятельность не ограничивается какой-либо сугубо узкой социальной работой: помощь детям в сиротских учреждениях, заключенным, выпускникам домов-интернатов, многодетным семьям и так далее, и тому подобное. В общем-то, говоря о «Равновесии», мы можем смело говорить об НКО в самом широком смысле этого понятия, подразумевая чуть ли не все возможные социальные активности. Хотелось бы услышать, с чего все началось? Ваша личная история?
- Общественная организация «Равновесие» появилась на свет в 1999 году. Но, скорее всего, она появилась тогда, когда я еще жил в детском доме. Было туго, старшие избивали и издевались над нами, персонал знал, но молчал. Тех, кто начинал об этом говорить, выгоняли. Видимо, тогда у меня проявилось острое чувство протеста против несправедливости и много чего еще. И когда в детском доме, во время «нашего старшего» правления, мы не продолжили традицию мучить младших, наверное, именно тогда, появилось желание меняться самому и менять вокруг людей. Видимо, поэтому наша организация, в которой нет фактически своих добровольцев, занимается помощью тем, кто не всегда может отстоять свои права. Это сироты, бездомные, осужденные, отказники, престарелые люди, многодетные. История организации - это десятилетие падения страны, которую мы пытались удерживать своей деятельностью, и продолжаем поддерживать.
Корр: Вообще, насколько тяжело быть вовлеченным в эту работу, ведь невозможно абстрагироваться ни от боли, с которой приходится сталкиваться, ни от психологических аспектов? Что дает вам силы, помогает радоваться жизни?
- Кроме памяти о детстве, которого не было, у меня нет боли. Я профессионал в деле помощи людям, некогда сам получавший помощь, теперь стараюсь это делать так же. Для того, чтобы качественно вести свою работу, использую тот глобальный опыт выживания в обществе, а также знания, которые почерпнул в жизни. Помимо этого, я получил высшее образование по социальной деятельности, имею маркетинговые знания. Все это позволяет работать не только мобильно, но и успевать решать разные-разные вопросы, возникающие в процессе деятельности нашего НКО. А причин для радости в жизни много. Это и умение быстро отходить от общественного воздуха, умение переключатся на другие аспекты жизни, например, спорт, рыбалку, поход «по грибы», хороший сон.
Корр: Прочла много отзывов о вашей книге «Соленое детство». Самых разных, но главное, наверное, объединяющее начало в откликах людей - то, что книга помогла многое понять, прежде всего, понять душу детей-сирот, помогла принять решение об усыновлении, найти ответы на вопросы, которые волновали. Быть может, прозвучит банально, но расскажите о себе. При этом вряд ли история человека, который сам вырос в детском доме и при этом не остался на обочине жизни, и даже напротив, - добился успеха, стал примером для детворы, выглядит такой уж банальной и стандартной. Это скорее, исключение из правил.
- Моя судьба уникальна. Да, вырасти в детдомовской среде и не «пропасть пропадом» - это стоит дорогого. Но все это во многом благодаря навыкам и умениям, которые мне удалось обрести в процессе выживания. Это и умение наблюдать, слушать, замечать детали, предугадывать людские мотивы и многое другое. Конечно, я не могу не отметить, что именно веселое отношение к жизни и событиям всегда помогали и помогают. Вера в добро и Бога.
Даже сейчас, посещая камеры СИЗО или тюрем, я смотрю на людей, выросших в семье, и не понимаю, откуда у них такая кривая дорожка, ведь рядом были мама и папа. Вот и выходит, что подобной дорожкой может пойти любой, если он ищет ее, а не путь созидания. Это сложные категории, но именно они так важны, выбрать свет или темную сторону.
Корр: С какими вопросами к вам чаще всего обращаются, кто помогает в работе?
- Просьб очень много, от сбора средств на операции, до личной беседы. Нередко я лично пишу письмо некоему детдомовскому пареньку, пытаюсь сказать ему слова ободрения и поддержки, так как понимаю, как это важно. Чаще всего помощь оказывают люди, которым «не все равно», их не много, но они есть. Добровольцы центра «Попечение» не отказывают в реализации проектов помощи нуждающимся. К нашим делам подключаются интернет-сообщества, например, клубы любителей тех или иных видов авто, и так далее. Практически никому не отказываю, если вижу, что можем помочь человеку.
Корр: Проект «Желтая подводная лодка», еще не успев начаться, заслужил славу инновационного. Вы - автор идеи, организатор и лидер, капитан этой лодки. Когда вы решили, что именно этот проект - то, что необходимо в данный момент детям-сиротам, какие образовательные программы вы будете использовать при его реализации, в чем его секрет?
- Выпуск ребенка-сироты из стен детского дома сродни выходу в автономное плавание. Его ждут там шторма, штили, абордажи и много чего, но чаще всего сироты не готовы к новым жизненным горизонтам. Учитывая, что и я когда-то служил на атомной лодке тогдашнего СССР, честно отдав три года, решил использовать этот опыт для ролевой работы с детьми. Осознаю, что только подготовка сирот бывшими выпускниками таких же учреждений может иметь успех. Форма и содержание «Желтой подводной лодки» - это сумма запросов, вопросов и тем, заданий, с которыми столкнется сирота после выхода из детского дома. Откуда об этих трудностях знать домашнему ребенку. Выпускник сирота знает об этом лучше. Вот мы и решили, что лучше всего «погрузить» ребенка в новую среду обитания, поучаствовать в получении новых навыков и знаний, и знать, что он сможет выйти с глубины жизненных проблем победителем, капитаном своей судьбы, а не овощем или уркой.
Корр: На ваш взгляд, какова основная проблема сегодня наиболее актуальна в работе некоммерческих общественных организаций: недостаточное доверие людей, малозначительное участие бизнеса, а быть может, и вовсе, вопрос организационный, внутренний? Я не случайно спрашиваю об этом вас, потому что у вашей организации есть и постоянные партнеры среди бизнес-сообществ, и частных лиц. Значит - все-таки можно строить работу так, чтобы ни на кого не жаловаться, можно найти и подходы, и решения проблем?
- Главная проблема нынешних НКО - заорганизованность, дележка статусов и должностей. Часто в НКО отсутствует главная миссия, ради чего НКО создавалось, добровольцы не знают - зачем они пришли помогать нуждающимся, а их внутренние скрытые мотивы, на самом деле, вредят делу. Потом не знают, куда идет организация и что со всем этим делать. У многих НКО плохие знания общественного устройства. Низкий уровень общественно-трудовой компетенции. Нежелание получать новые знания и навыки, нежелание объединятся и излишние амбиции руководителей. Ориентация на гранты, много трат времени на это, а не на бескорыстное служение людям. Много чего еще...
Корр: Вы выступили инициатором переписки с детьми из детских домов. О чем вы пишете и о чем вас спрашивают?
- Главное, что я хочу донести до детей-сирот, это БЕСПРЕРЫВНОЕ самообразование, а также поиск себя в этой жизни. Отвечаю на личные вопросы.
Корр: Как в вашей семье относятся к вашей социальной деятельности? Понимают и помогают или просто стараются не мешать?
- Моя жена с пониманием относится к моей работе, но я понимаю, что без крепкого тыла я сам долго не протяну. Поэтому часто работаю дома, на ноутбуке, ведь наш сайт я веду сам. Часто помогаю по дому, гуляю с собакой и сыном. Стираю белье, готовлю еду. То есть стараюсь не «пропускать» семейные радости. Ведь многие с «головой» уходят в общественную работу, забыв о семье и детях. А результат каков? Семья разрушена, человек подавлен, ему самому уже нужна помощь. Если не научишься сохранять, беречь, то и никогда не построишь настоящее.
Корр: Чего бы вам лично хотелось больше всего, о чем вы мечтаете?
- Мечтаю о многом, но главная моя мечта, чтобы детей не мордовали, чтобы не было сирот и детских домов.
Корр: Каковы планы «Равновесия», чем еще порадуете подопечных организации и удивите общественность?
- Наша социальная креативность пока еще на должном уровне, мы стараемся двигать проекты не только ради количества, но и чтобы они были востребованы и интересны детям и тем кто помогает нам. Например, «Желтая подводная лодка» - это и игра, и возможность дать детям навыки полноценной жизни в обществе не на теории, а на личной практике. Ведь главное не удивлять, а решать конкретные задачи социальных групп, ради которых мы и работаем и живем.
Людмила Оробец
http://cw.ru/times/articles/98314/
|