КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

КУДА «БЕДНОМУ» СИРОТЕ ПОДАТЬСЯ?

19.02.2009

Разделы:

Карельские депутаты выступают за реформирование системы сиротских учреждений

В Карелии всерьез озаботились проблемой детских домов. За «круглым столом» вице-спикер Законодательного собрания республики Галина Разбивная собрала ведущих специалистов, занимающихся воспитанием ребят. Говорили об одном: о детском сиротстве, рисках и прогнозах. Цифры были приведены ошеломляющие. Содержание одного ребенка в малокомплектной школе обходится государству в 63 тысячи рублей в год, в городской школе - 40 тысяч, в детском доме - 160 тысяч рублей. Всего же в республике 3090 детей-сирот, причем, круглых сирот только 129, у остальных есть родители, лишенные прав.

- И, несмотря на огромные деньги, которые мы вкладываем в этих ребят, итог - нулевой, - констатировала Галина Разбивная. - Дети не приучены к жизни вне детского дома, у ребят нет желания учиться, а отсюда и стремления работать, у них развиты иждивенческие настроения. Мы тратим средства впустую, в то время как рядом живут семьи с многодетными детьми, нуждающиеся в материальной помощи и поддержке. Конечно, нельзя сказать так обо всех выпускниках детских домов, но, как показывает статистика, лишь 20 процентов ребят хотят чего-то добиться в жизни самостоятельно, стремятся получить профессию и образование. У остальных мотивации ни к чему нет. В петрозаводском Колледже технологии и предпринимательств учится 101 воспитанник сиротских учреждений. И, как сказала директор колледжа Ирина Кувшинова, многие, после окончания учебы, не идут работать, хотя возможность есть и их профессии востребованы, а становятся на учет в службу занятости. Почему? Потому что так материально выгоднее. В службе они будут получать по 17 тысяч рублей в месяц как безработные и сироты, а чтоб иметь такую сумму на рабочем месте, надо хорошенько вкалывать.

В Колледже технологии и предпринимательства удалось поговорить с двумя девушками, воспитанными в детских домах. Они приобретают уже вторую профессию и по закону имеют на то право. Так как неплохо учатся, получают и социальную стипендию и академическую, их бесплатно кормят, выделяют деньги на канцелярские принадлежности, помогают с приобретением одежды. И работать они пока не хотят. Их и так все устраивает. Девушки, не стесняясь, заявляют, что идти трудиться сразу для них невыгодно. Они могут учиться до 23 лет, и государство обязано их содержать. Небольшая часть выпускников поступает по квоте в высшие учебные заведения, для них главное хоть как-то сдать экзамены на тройки. Но, по словам Ирины Даниловой, проректора по воспитательной работе Карельского государственного педагогического университета, как правило, до диплома о высшем образовании доходят единицы, остальные, не потянув, бросают учебу. А совсем недавно студентка-сирота, собирающаяся стать мамой, пришла к Ирине Даниловой проконсультироваться: нельзя ли ее будущему ребенку тоже иметь статус сироты?
- Ты собираешься от него отказаться?
- Нет, - ответила девушка.
- Тогда он не будет сиротой.
- А кто же его будет содержать? - интересовало студентку.
И подобные рассуждения, считают участники «круглого стола» в Законодательном собрании Карелии, вполне закономерны для выпускников сиротских учреждений. Они привыкли, что за них все решают, их обслуживают, кормят, убирают и стирают, а у них самих нет никаких обязанностей, их все жалеют и с каждым годом выделяют больше средств на содержание.

- Мы отнюдь не призываем к тому, чтоб уменьшить выделение денег для детей-сирот, - говорит вице-спикер Галина Разбивная. - Но считаем, что существует проблема неэффективного расходования бюджетных средств. И пришла пора менять всю систему сиротского воспитания, создавать новую модель. Детский дом должен остаться прибежищем для маленьких ребят, а для подростков стоит организовать центры после интернатовского сопровождения, какие-то ремесленные школы, где бы юноши и девушки получали не только приют, заботу и воспитание, но и будущую профессию, чтоб их учили крепко стоять на ногах, думать о самостоятельной жизни, уметь принимать решения. Участники «круглого стола» по проблемам сиротства готовы выработать собственные предложения и защищать их на федеральном уровне.

Светлана ЦЫГАНКОВА