Как сотрудники милиции выполняют распоряжение президента России по росту раскрываемости уголовных дел
На минувшей неделе президент России Дмитрий Медведев во время коллегии МВД выступил с жёсткой критикой сотрудников правоохранительных органов. В частности, он сообщил о том, что за 2008 год не было раскрыто более 1,5 млн преступлений. Он распорядился повысить уровень эффективности оперативно-следственной работы правоохранительных органов, а также уделить больше внимания состоянию общественного порядка в стране.
- Несомненно, одной из ключевых задач должно стать повышение уровня раскрываемости преступлений и обеспечение прав потерпевших. В прошлом году не были установлены виновные в совершении более 1,5 миллионов преступлений, в том числе по 2,3 тысячи убийств и покушений на убийство, - отметил Медведев.
Он также отметил, что «в условиях влияния глобального финансового кризиса, который обострил проблему безработицы и другие проблемы, которые существуют в социальной сфере нашей страны», появляются желающие спекулировать на этой теме, воспользоваться ситуацией».
- Сейчас важно не допускать обострения криминогенной обстановки в стране, - отметил глава государства.
О том, чем данное распоряжение обернулось для сотрудников правоохранительных органов, в эксклюзивном интервью рассказал один из сотрудников силового ведомства, который, по понятным причинам, пожелал не называться.
- Эти данные официальные источники вам никогда не подтвердят, потому что есть «негласный» устав, который нам разглашать запрещено.
- В чём заключаются эти секретные данные?
- Один из самых главных «стрессовых» факторов, которым сейчас озадачено большинство сотрудников правоохранительных органов - это «план» по уголовным делам.
- Что это значит?
- Это значит, что каждый месяц отдел милиции должен предоставить определённое количество заведённых дел. Их количество может варьироваться от величины ОВД района.
В случае если сотрудники не выполняют план по «делам», их ставят «под карандаш», лишают и без того незавидной премии, придерживают присвоение очередных званий, объявляют взыскания, и т.п. найти причину даже для увольнения «недобросовестно выполняющего свои обязанности» сотрудника всегда возможно.
- Насколько сложно выполнять эти планы?
- Штука в том, что в Москве - хотя это, наверное, и сложно представить, - есть ОВД на территории которых случается менее «предписанного» количества преступлений в месяц. Это хорошо охраняемые зоны, в которых ни один «благоразумный преступник» просто так не сунется.
- А как же показатели по улучшению криминогенной обстановки? Это разве не может быть засчитано в плюс?
- Конечно нет, так как бытует мнение, что отсутствие раскрытых преступлений, это не заслуга, а недоработка. Главными остаётся статистика по уголовным делам, а точнее - по раскрытию уголовных дел и отсутствие так называемых «висяков». Реальное преступление как минимум в 50% случаев остается нераскрытым, т.к. не хватает ни опытных сотрудников, ни средств и реальной технической базы. Зарплата в 10-15 тысяч рублей для обычного оперативного и следственного состава не является реальным поводом для служебного рвения.
- Как поступают в этих случаях милиционеры?
- Как говорится, был бы человек, а дело найдётся. Тем более, что в России есть категория граждан, которые заинтересованы в том, чтобы попасть в тюрьму.
- То есть?
- Это попросту говоря бомжи, то есть лица без определённого места жительства. На дворе зима - какая ни какая, а мёрзнуть им приходится. Так вот и приходится милиционерам договариваться с ними, чтобы выполнить «план по уголовке».
- Как происходит «отлов бандитов»?
- Базы бомжей известны каждому участковому. Только если раньше ими мало интересовались - много с них не возьмёшь, да к тому же и болезнь какую-нибудь подцепишь, то теперь милиционеры ходят туда как на работу. Бомжевому сообществу предлагается повысить «показатели» раскрываемости преступлений, на территории, подконтрольной отделу милиции.
Во время таких «планёрок» назначается «потенциальный преступник». Назначенный бомж отправляется на «задание» в компании с милиционерами.
- Какие, к примеру, могут быть задания?
- Подойти, вскрыть машину, изобразить, что собрался выкрасть магнитолу... И тут-то его на месте преступления ловит милиционер, а дальше всё как по маслу: составляет протокол, ведёт в отдел. Если бомжа угостить, то можно уговорить и несколько старых реальных дел - «висяков» на себя взять.....
Был один интересный случай: бомж сам попросился, чтобы его арестовали: мол, ребята, замерзаю, дайте полгода костям отогреться. Ему велели разбить стекло у ближайшего ларька и вытащить оттуда какую-нибудь мелочевку. Что он и сделал. Его задержали «по горячим следам», а когда дело дошло до прокурора, тот дело отклонил, сказал «мелочевка». Бомж оторопел, возмущаться начал: вы же обещали?! Ему второй раз предложили стекло разбить, - владелец ларька только новое поставил. История повторилась, его снова «словили». С этой «подборкой» снова пришли к прокурору, а тот расценил эти два случая как злостный рецидив, и бомжу вместо полугода «припаяли» пятилетку.
- Сколько же нужно креатива, чтобы такие дела придумывать?
- Тут как раз креатив не нужен. Обычные правонарушения как попытка угона автомобиля, попытка ограбления магазинов или прохожих... Потом для статистики не обязательно за решётку отправлять. Достаточно и условных сроков.
- Довольны ли сами сотрудники такими «палочными» нововведениями?
- Ну, «палочная» система - это пережиток социалистических соревнований советских времен, Естественно, такая система только мешает работать и отвлекает от раскрытия реальных преступлений.
- Можно ли назвать конкретные имена, кто является инициатором подобных «разнарядок»?
- А вот этот вопрос хотелось бы оставить без комментария, мне до пенсии нужно доработать...
http://www.aif.ru/society/article/24470