Вита Рамм
12 ноября - день рождения Ролана Быкова. Не юбилей - 80 лет замечательному актеру и режиссеру, корифею детского кинематографа исполнится в следующем году. В нынешнем октябре миновала печальная круглая дата - 10 лет со дня смерти Ролана Антоновича. Однако его супруга, актриса Елена Санаева, сочла, что разговаривать о Быкове надо именно в тот день, когда он появился на свет. И в первую очередь о том, что он любил больше всего на свете, - о детском, точнее, семейном кино. С Еленой Санаевой встретилась обозреватель "Известий".
вопрос: После распада Советского Союза многие кинематографисты растерялись, не понимали, как им жить в новых условиях. Но только не Ролан Антонович Быков. Он создал Международный фонд кино и телевидения для детей и юношества.
ответ: Все происходило в очень сложное время. Многие уже об этом не помнят. Забыли, что в больницах тогда не было ничего - приходилось идти со своим бельем и со своими лекарствами. Помню, какое впечатление на нас с Роланом Антоновичем произвела статья академика Валерия Легасова о чернобыльской катастрофе, которую напечатали уже после его самоубийства. Там говорилось, что на сложнейшем инженерном сооружении многое было сработано, как на самой халтурной стройке. Кто-то до сих пор обвиняет академика Сахарова в том, что он в 1989 году выдвинул проект Конституции, который отменял 6-ю статью - о руководящей роли партии. Но забыто уже, что до Сахарова пошли по стране первые кооперативы - ведь ни услуг, ни товаров, ни сырья, ничего не было. Тогда и началась повальная растащиловка. Мы ведь тогда не отказывались от социализма. Мы говорили, что наше государство будет социалистическим, но с элементами капитализма. Но, как сказал академик Виталий Гольданский, про социализм мы все поняли, мы ничего не понимали про капитализм... Однако знаете, есть хорошая пословица: снявши голову, по волосам не плачут. Наша страна развалилась на части, а мы все ищем виноватого...
Ролан Антонович выступил на V съезде кинематографистов. Хотя мог и не выступать - ему предстояла сложная онкологическая операция. Он говорил, что наивно надеется - кинематограф уцелеет. Хотя вокруг рушатся не только промышленные отрасли, но целая империя. Главный пафос его обращения к коллегам во Дворце съездов был в том, что нельзя рвать по живому, выбрасывать все, что накоплено дорогой ценой. Когда же стало ясно, что ни в Госкино, ни в Союзе кинематографистов про кино для детей и юношества никто не думает, что финансирование фильмов для огромной части аудитории прекращено, тогда Ролан Антонович попытался спасти часть киноотрасли. В 1989 году организовал Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества. Позже он стал называться Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества.
в: Почему этим занялся именно Ролан Быков?
о: Про таких несравненная Вия Артмане сказала: "Мы последние энтузиасты - берегите нас". У него с детства была привычка подставить плечо и попытаться разрулить любую тяжелую ситуацию. Во время войны он пытался с мальчишками бежать на фронт, был Тимуром двух девчачьих команд. Однажды, будучи еще мальчиком, в Малом Татарском переулке поднял замерзающего пьяненького человека. Дотащил его до дома. А жена этого человека вместо благодарности дала Быкову по физиономии... И когда стал юношей, Ролан часто попадал в разные ситуации, где требовалось мужество. Однажды в его дверь раздался звонок, кричала женщина-соседка, что муж закрылся в ванной и не отвечает. Быков взломал дверь. Соседи, здоровые мужики, испугавшись, сбежали, а Ролан вынимал человека из петли, вызывал "скорую"...
в: Ведь он мог просто продолжать снимать свое кино. Уж для Ролана Быкова деньги точно нашлись бы.
о: Не мог иначе. Для работы Центра он получил у министра финансов СССР Валентина Павлова 600 миллионов рублей. Огромная по тем временам сумма. Вот тогда ему и стали говорить коллеги: мол, зачем ты все это затеваешь, думай лучше о себе, снимай кино. Рабочий стол Ролана ломился от сценариев, замыслов, но он так и не взял для себя ни копейки. Было снято свыше 80 художественных картин, в том числе в Санкт-Петербурге, Казахстане, на Украине, в Туркмении. "Любовь" Валерия Тодоровского снималась на студии "12А", которая входила в фонд. Фонд запустил "Облако-рай" Николая Досталя. Фонд провел два фестиваля "Дебют". Когда туркменбаши сравнял с землей ашхабадскую киностудию, Ролан Антонович помог тамошним режиссерам перебраться в Москву. Он, как ученик Михаила Ильича Ромма, считал, что раз Учитель занимался с ними, значит, и он, Быков, обязан сохранять преемственность и заниматься своими фондовцами.
Множество замыслов так и не было осуществлено. Зашкаливающая инфляция, частая смена правительств... Быков три года пробивал всероссийскую программу "Дети - экран - культура". Только договорится с одним правительством - опять смена, и все надо начинать с начала. И он пришел к горькому выводу: "Наше государство сделало аборт и избавилось от наших же детей". В те годы не было в стране проката, в кинотеатрах открывались автосалоны и торговые ярмарки. Ролан пытался договориться с телевидением, чтобы показали фильмы, снятые в фонде. Ельцину пришлось дать команду, чтобы показали. И что? Телевидение показало 13 картин, а потом спросило: кто заплатит за эфирное время?..
Ролан уходил из жизни в полном сознании, и одни из последних его слов были о первом электронном кинотеатре в Москве - "Бармалей", что рядом с Пресней. Он переживал, что не успел достать все оборудование, что сделали только один зал. А сегодня кинотеатр стал клубом Родиона Газманова. Когда маленький Родя выступал со своим отцом на возрожденном Быковым детском кинофестивале, никто не ожидал, что выйдет вот такая загогулина...
в: Мне кажется, что Ролан Антонович вообще опережал время, снимая "Телеграмму", "Айболит-66". В титрах фильма "Внимание, черепаха!" написано: "Кинокомедия для самых маленьких детей, их старших братьев и сестер, пап и мам, а также дедушек и бабушек".
о: Его иногда обвиняли в двуадресности - как в двусмысленности. Дескать, он снимает не только для детей, а для всей семьи. У нас не было такой статьи расходов - "семейное кино". Детские фильмы, фильмы для подростков, для взрослых. А Ролан Антонович работал для всех. И то, что взрослые видели в "Айболите" философскую клоунаду, а дети - приключения, почему-то считалось его слабостью. Хотя Голливуд снимает именно "семейное кино" и вместо одного купленного билета получает сразу три-четыре.
в: Несмотря на безобидную тематику, фильмы Быкова тяжело пробивались к зрителям.
о: Пришлось вытерпеть многое. Он всегда с благодарностью вспоминал Сергея Аполлинариевича Герасимова, который, выступив на секретариате Союза кинематографистов, спас для проката "Внимание, черепаха!". Редактура Госкино усмотрела там политическую крамолу в адрес событий в Чехословакии. Во-первых, черепаха и Чехословакия начинаются с одного и того же слога. Во-вторых, танки... У чиновников были по-особому заточены мозги, они уже не помнили, как сложен внутренний мир ребенка, как в нем могут сочетаться и варвар, и исследователь, и разрушитель, и созидатель. А Герасимов это понимал. Он минут сорок говорил о том, что этот фильм - про столкновение вечного в образе черепахи и мировоззрения ребенка. В результате коллеги поддержали картину. А дальше те же чиновники уже собирали призы по международным фестивалям. Ролан Антонович о международном признании фильма узнал много лет спустя. Тут чиновники своего не упускали.
в: Такой знаменитый режиссер и актер - и был невыездным?
о: Он выезжал за рубеж, но не на кинофестивали, потому что Госкино его картины никуда не посылало. Смешно, но за "Чучело" уже была присуждена Государственная премия, а на Международный кинофестиваль в Лаон и на Всеевропейский фестиваль детского и юношеского кино в Виши фильм попал благодаря французскому дистрибьютору. В итоге и Ролан Быков, и Кристина Орбакайте получили награды.
в: В 1999 году вы составили литературно-художественный альбом "Жизнь на вырост" - о жизни и творчестве Ролана Быкова. Можно предположить, что им архив не исчерпан?
о: Я долго не могла прикоснуться к его дневникам, творческим записям. Было очень больно, ведь это и моя жизнь, которая, казалось, оборвалась. Но потом я поняла, что, кроме меня, архивом никто заняться не сможет. И в 2009 году, надеюсь, издательство АСТ выпустит книгу. А архив очень богатый и интересный. Там не только режиссерские разработки, но и философские размышления, статьи, стихи, проза.
в: Почерк трудный для расшифровки?
о: Я помню, как года за два до своей смерти Ролан мне сказал: "Леночка, тебе не придется долго плакать обо мне. У тебя будет слишком много дел, ты должна будешь закончить то, что я не успел". Я ему ответила, что такое невозможно - потому что где он, а где я. Но он продолжал: "Ничего, ничего. Ты девочка умная, я тебя всему научил". И когда женщина, которая набирает тексты на компьютере, порой, не разобравшись, пишет какое-то свое слово, я правлю. Потому что помню, что Ролан имел в виду, какое слово в этом месте стоит и какая мысль ищет выражения. Ведь все при мне делалось, со мной проговаривалось.
в: Ролан Антонович с детства знал, кем станет. Занимался в театральной студии дома пионеров.
о: Его целеустремленности можно поучиться. Мне рассказывала девушка, которая занималась вместе с Роланом, как он, будучи двенадцатилетним мальчиком, увидел у друга на дне рождения тоненькую книжку с "Шинелью" Гоголя. Взял под мышку и сказал, что когда-нибудь это сыграет. И через шестнадцать лет он сыграл Акакия Акакиевича. Известно, что в 16 лет Гоголь написал своей матушке: "Я гений и не знаю, что с этим делать". Почему он это написал? Очевидно, изнутри так напирало, что юноше было страшно. У Ролана Антоновича так же изнутри напирало, и он так же, как Гоголь, исповедовал, что "с художника спросится". К сожалению, сегодня так думают всего несколько человек - не только в постсоветском, но и в мировом кинематографе. Такое дано только гениальным
мужчинам.
в: Но все гении обладают, мягко говоря, сложным характером.
о: Он мог часами молча сидеть и раскладывать на компьютере пасьянс, абсолютно механически. Я чувствовала, когда не надо ничего говорить, достаточно просто подать свежий горячий чай. Я уважала его одиночество. И несколько ролей в кино упустила, потому что надо было надолго уезжать из Москвы, отправляться в экспедиции, а я знала, что без меня ему будет плохо. Ролан страстно любил лицедейство и актером был потрясающим. Режиссура - совсем другая профессия, но в талантливом человеке невозможно разделить все грани его дара. И я понимаю, почему, перечисляя имена крупнейших наших актеров, никогда не называют Быкова или, например, Шукшина. Они гораздо шире единственного определения.
в: Как вы сейчас могли бы охарактеризовать Ролана Антоновича?
о: Он был честен перед временем и стоял, упершись до последнего, чтобы сохранить и культурное пространство, и фильмы, обращенные к детям и юношеству. Он был народным депутатом СССР в 1989-1991 годах. У меня сохранился листок из депутатского блокнота, в котором Быков написал свое предложение - "отделить чиновника от собственности, от коммерции". Но когда он у коллег пытался собрать подписи, то Михаил Александрович Ульянов сложил этот листок и посоветовал Быкову оставить депутатскую инициативу, добавив, что тут каждый третий занимается именно собственностью и коммерцией. Наш замечательный писатель Даниил Гранин, будучи делегатом Первого съезда народных депутатов СССР, назвал некоторых его участников романтиками. Ролан Антонович и был таким романтиком. Он с воспитанными в себе бойцовскими качествами так и не смог привыкнуть, что у него не получается осуществить дело его жизни. Бился за свои идеи и умер рано, потому что успеха в делах было все меньше и депрессия стала его спутником.
в: По окончании вашей документальной дилогии о съемках картины "Трудно быть богом" Алексей Герман публично заявил, что вы состоялись как режиссер и он готов запустить вас с игровым проектом в своем объединении на "Ленфильме"...
о: Мэтр уже который год занят своим фильмом, и ему не до меня. Вот, даст Бог, закончит, тогда и поговорим.
в: Но у вас есть желание снять игровое кино?
о: Желание, может быть, и есть, но это так тяжело сейчас. Если Ролана Антоновича душила цензура, то сейчас - по своему сыну Павлу Санаеву и по собственному опыту - вижу, что финансовая цензура еще тяжелее. Вот я снималась в детском фильме, играла Бабу-Ягу. Роль - мечта любой актрисы. А в итоге что получилось? Фильм не вышел на экраны, потому что так называемые продюсеры, получив государственное финансирование, так успешно освоили деньги, что для съемок, для экспедиций почти ничего не осталось. Дешевое отечественное детское кино на фоне зарубежного кинофэнтези, например "Гарри Поттера", согласитесь, нонсенс. Это компрометация всего, что было дорого Ролану Антоновичу.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Быков Ролан Антонович - народный артист России, лауреат Государственной премии СССР за фильм "Чучело". Родился 12 ноября (по другим сведениям - 12 октября) 1929 года в Киеве. Окончил актерский факультет Театрального училища имени Б.В. Щукина. В 1954-м сыграл свою первую роль - в фильме Владимира Басова "Школа мужества". Режиссерский дебют в кино - "Семь нянек" (1962). Был художественным руководителем объединения "Юность". Организовал Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества, позже преобразованный в Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества. Сегодня он носит название "Фонд Ролана Быкова". Ушел из жизни 6 октября 1998 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Санаева Елена Всеволодовна - заслуженная артистка России. Дочь известного актера Всеволода Санаева. Родилась 21 октября 1943 года в Куйбышеве. Окончила ГИТИС. Дебютировала на экране в 1967 году в фильме "Генерал Рахимов". Сегодня - вице-президент "Фонда Ролана Быкова" (президентом является Армен Медведев).
Лучшие работы Ролана Быкова
Роли в кино:
Фердыщенко - "Оно", 1989;
Логопед - "По семейным обстоятельствам", 1977;
Кот Базилио - "Приключения Буратино", 1975;
Иван Егорович Локотков, командир отряда - "Проверка на дорогах", 1971;
Скоморох - "Андрей Рублев", 1969;
Красноармеец Иван Карякин - "Служили два товарища", 1968;
Савушкин Иван Павлович - "Мертвый сезон", 1968;
Ефим Магазанник - "Комиссар", 1967;
Олег Пономарев - "Здравствуй, это я!", 1965;
"загипнотизированный" прохожий - "Я шагаю по Москве", 1964;
Акакий Акакиевич Башмачкин - "Шинель", 1959.
Режиссерские работы:
"Чучело", 1983;
"Нос", 1977;
"Автомобиль, скрипка и собака Клякса", 1974;
"Телеграмма", 1971;
"Внимание, черепаха!", 1970;
"Айболит-66", 1966.
Жизнь на двоих
Елена Всеволодовна Санаева и Ролан Антонович Быков встретились на съемках фильма "Докер". Как потом признавался Быков, он просто утонул в огромных глазах актрисы. Ему было 43, ей 29, и она была замужем... Через год Быков добился своего, они поженились, и с 1972-го фильмография Санаевой пополнялась в основном теми картинами, где супруги играли вместе. Если в 1975 году они в "Приключениях Буратино" блистательно сыграли парочку мошенников - Кота Базилио и Лису Алису, то дальше талантливая актриса соглашалась и на роли, явно не соответствовавшие ее значительному дарованию. Среди их общих фильмов - "Деревня Утка", "Дни хирурга Мишкина", "Нос", "Жил-был настройщик", "По улицам комод водили", "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников", "Амнистия", "Куда исчез Фоменко?", "Свадебный подарок", "Чучело", "Искренне ваш", "Подсудимый", "Оно"...
Сын Елены от первого брака - писатель и режиссер Павел Санаев посвятил Ролану Быкову пронзительную книгу "Похороните меня за плинтусом".
http://www.izvestia.ru/person/article3122462/