Нас захлестнула нажива
24.12.2008
Прочитал в четверг на сайте "Известий" материал Гузель Агишевой "Кто за нас жить правильно будет - Пушкин?", и случилось, как у Жванецкого: домой пришли - опять пальто на глаза попалось. "Пальто" в данном случае - это те места, которые я любовно присматривал, чтобы снять в кино. Во что они превратились! На этом фоне материалы про Пушкинский заповедник и Псков читаются особенно драматично.
Пушкин принадлежит всем, формула "наше все" - она абсолютная. Все, что с ним связано, - свято и тоже принадлежит всем. Отщипывать от Пушкина - это то же самое, что начинать делить территорию Кремля.
У нас есть залихватская черта: мы декларируем непреложные ценности, произносим правильные слова, но ничем это никогда не подтверждаем.
"Новые русские", они люди циничные, и знают, как надо отнимать. Понятно, что музей легко обмануть - там не искушены в борьбах, у них потихонечку оттяпывают земли, а несговорчивого директора пытаются убрать. Но разве государство не может помочь в такой ситуации? Почему не работают законы, такие правильные и хорошие?
Разве не видно даже по Москве и по Подмосковью, что такое этот буржуазный новый вкус? Это страшные, удивительные какие-то здания, похожие на царские хоромы, в масштабах даже больших, чем царские хоромы, - с заборами в 6 метров. Какие-то тюрьмы! Извращенный вкус. Только государство может остановить этих нуворишей. Понимаете, это не их собственность. Это достояние страны. И конечно, слова мои звучат наивно. Разве они остановятся, услышав их? Они будут дальше агрессивно продолжать отнимать и делить то, что им не принадлежит. Но это же не просто завод, это не территория фабрики. Это культурное наследие.
Нуворишам все до лампочки, им ничего не жалко. Что стало с нашим народом? Люди наши всегда были простоваты, они были бессребрениками, их легко было обмануть, рвачей было мало. Сегодня всех захлестнула нажива. Деньги для русского человека стали всем, сейчас просто нет других ценностей. У нас не общество, а какая-то общая коммунальная квартира: все пытаются друг другу нагадить. Эти спиногрызы со своими деньгами уйдут. А что после них останется?
Иван Дыховичный, кинорежиссер
http://www.izvestia.ru/readers/article3123881/
|