Обществом востребованный
15.11.2008
Депутаты парламентского комитета рекомендовали своим коллегам принять в первом чтении проект закона «Об общественной палате Республики Карелия»
Члены комитета по государственному устройству, местному самоуправлению и национальной политике парламента Карелии рекомендовали своим коллегам принять в первом чтении проект закона об Общественной палате республики. По своему это удивительное решение, поскольку государственно-правовое управление ЗС РК в отзыве на проект отмечает, что подготовленный по инициативе главы РК законопроект по ряду позиций не согласуется с федеральным законодательством. Уже после этого депутаты обычно заворачивают проекты на доработку, однако, на этот раз все как будто куда-то гнали. Хотя с высказанными замечаниями, звучавшими почти во всех выступлениях, члены комитета соглашались.
Назовем три чаще всего поминаемые претензии. Во-первых, не ясен статус Общественной палаты Карелии (ОПК). Судя по проекту закона, палата не является «государственным органом», но при этом обеспечением её деятельности должен заниматься аппарат Законодательного собрания Карелии, что ему делать запрещено, поскольку такое финансирование законом не предусмотрено и более того, противоречит Бюджетному кодексу РФ. Во-вторых, идеологически неверно подчинять Общественную палату органам государственной власти, так как в этом случае сам смысл её создания исчезает. И без того хватает в республике всевозможных общественных советов при органах власти. И, наконец, в-третьих, неверна технология формирования Общественной палаты, когда, не нарушая закона - представим, что проект принят - можно в принципе проигнорировать активную общественность, хотя ради неё и формируется палата.
Поясним эту мысль, дело в том, что в предложенном главой Карелии варианте кадровая комплектация ОПК ведётся по «пятёркам» (предполагается, что всего в палате будут трудиться 15 человек): пятерых членов палаты предлагает губернатор, столько же парламент и затем избранные властью общественники сообща рекрутируют замыкающую пятёрку. При этом дееспособной Общественная палата может считаться, если в её работе участвуют две трети от установленного числа. Это означает, что первые десять человек назначенные главой и парламентом Карелии вполне могут обойтись без «общественного довеска». Такое гипотетическое допущение смущает, безусловно, и требует исправления, хотя нет сомнений, никто бы в коридорах власти на такое глупое отсекновение гражданских организаций от участия в ОПК не пошёл бы, слишком уж оно скандальное. У местной «партии власти» достаточно приводных «общественных ремней», которые всегда знают, чего от них хотят и даже любят вертеться в указанную сторону. Но обнаруженный в документе казус устранить всё равно необходимо.
Выступивший от лица группы общественных организаций руководитель Карельского ресурсного центра НПО Николай Оськин, сформулировал основные предложения оппонентов губернаторского проекта закона. Пятнадцати званных властью членов палаты точно мало, число общественников нужно увеличивать вдвое и даже больше (35-40 чел.). С одной стороны это избавит палату от угрозы «ручного управления» (при десяти «губернаторско-парламентских» направленцах) рядом будет гораздо большее число гражданских активистов, которые относительно вольны в своих выступлениях, решениях. То есть поколеблется нынешняя модель имитационной «общественной» палаты. И что ещё важно, из 35-40 человек можно формировать комиссии, группы, которые смогут работать по направлениям.
Напротив великоват предлагаемый четырехлетний срок состояния членов в ОПК. Достаточно двух лет. Но с условием, что через два года не меняется в один момент полностью весь состав палаты, а, например, лишь половина его или треть. Что, с одной стороны, обеспечит систему преемственности, с другой - большее число людей будудт вовлечены в общественное управление (ради чего всё и затевается), кроме того такая модель учитывает кадровую подвижность третьего сектора. Общественная работа по своей природе тяготеет к текучести, где граждане сначала горячо включаются в работу, потом остывают, им на смену приходят другие, после третьи теснят их, и так бесконечно (люди ведь не на госслужбу приходят, быстро заболевая ожиданием государственной пенсии). Потому чем большее число людей пройдут гражданскую школу Общественной палаты, тем лучше. А устойчивость палате, повторюсь, придадут самые активные, самые деятельные, самые думающие члены палаты, которые докажут своей работой способность ещё один двухлетний срок послужить обществу. Если эта мысль будет принята депутатами, то понадобится обдумать и механизм ротации членов ОПК.
И ещё раз о главном смысле Общественной палаты. Органы федеральной власти озаботились тем, что нужно формировать гражданский актив и предложили модель - общественную палату для авторитетных граждан, которые не своим официальным статусом ценны, а личной репутацией и высоким профессионализмом на избранном поприще. Потому нет задачи трудоустраивать «общественников», на четыре года пристраивая их к бюджетному сусеку. Больше всего как раз и надо опасаться возникновения нового класса «общественных чиновников». Государственным капиталом следует так распорядиться, чтобы росла когорта граждан, готовых часть своей жизни посвятить общественным нуждам. А значит и планируемые деньги - а они немалые, судя по финансово-экономическому обоснованию к проекту закона - нужно выделять не на аппаратно-штатную деятельность ОПК, а на стимулирование общественной активности. Полезно тратить бюджетные деньги на семинары, на поездки по республике, возбуждая интерес к общественной деятельности. А то что выделяемая 661 тысяча рублей (эта сумма указана в упоминаемом уже финансовом обосновании законопроекта) будет с лёгкостью переварена штатными специалистами ОПК сомневаться не приходится. Ещё и мало покажется.
К слову, на годовое содержание ведущего специалиста Общественной палаты предусматривается выделить из бюджета республики 551 тысячу рублей (из них 437 тысяч - это заработная плата, и 114 тысяч - разные виды начислений). Депутат парламента Геннадий Нечаев, участвовавший в обсуждении документа, не смог скрыть своего недоумения по этому поводу. Профессиональный общественник получал бы в месяц заработную плату более 36 тысяч, подсчитал он. И разве не прав Н. Оськин, предлагая львиную долю государственных средств отдать на командировки и обучающее общение гражданских активистов, а не на содержание «служащего» (неважно будет ли он получать деньги в кассе парламента или правительства)?
Общественная палата призвана обеспечивать взаимодействие власти и общества, подталкивая служащих облечённых руководящими полномочиями к тому, чтобы они действовали в интересах граждан и общества. Это аксиома, зафиксированная и в документе, предлагаемом депутатам на голосование. Но! Проект закона об Общественной палате Карелии по сию пору не был ни разу обсуждён представителями общественности республики. Такой вот парадокс. Поэтому и прозвучало вчера на заседании парламентского комитета предложение, чтобы на существующих общественных площадках при органах власти (при губернаторе, спикере парламента, президентском инспекторе, это как минимум) обсудить проект закона об Общественной палате Карелии. Многоголосие неизбежно, но итогом должно стать формирование инструмента эффективного и равноправного взаимодействия представителей общества и власти.
http://politika-karelia.ru/shtml/article.shtml?id=1611
|