Депутаты Петросовета взялись за разработку дополнительных мер по улучшению положения и социальной адаптации бездомных.
Когда мы в Петросовете создавали специальную рабочую группу по улучшению положения лиц без определенного места жительства, у некоторых были сомнения, а нужно ли вообще помогать этим людям. Кое-что в городе делается, бездомных вроде бы поубавилось, ну, и пусть все остается, как есть... Но когда депутаты начали работать, сомнений не осталось: в конце концов, это нужно не только самим бездомным, но и нам, живущим в одном городе с ними. А когда мы посетили Дом ночного пребывания и побывали у Екатерининской церкви, где каждое воскресенье бесплатно кормят бомжей, у меня лично позиция сформировалась четко - в Петрозаводске должна быть создана нормальная, действенная система помощи бездомным. Тогда мы не увидим в очереди за бесплатным супом полуторагодовалую малышку с посиневшими от мороза пальчиками и семидесятилетнего старика.
А началось все с обращения в Петросовет руководителя общественной организации "Равновесие" Александра Гезалова, который вот уже много лет занимается тем, что кормит, поит, одевает, пристраивает куда-то бездомных, помогает им восстанавливать документы. По мнению Гезалова, ситуация, сложившаяся в Петрозаводске с лицами БОМЖ, требует срочного вмешательства. "Количество людей без определенного места жительства в Петрозаводске не уменьшается, а увеличивается, - говорит Гезалов. - По подсчетам центра «Попечение», их может быть в городе от одной до нескольких тысяч.
Никто не занимается количественным фиксированием петрозаводских бездомных. Они живут на улицах города, болея подчас неизлечимыми болезнями, тем самым объективно угрожая обществу. С такими проблемами они не имеют возможности вернуться в нормальную жизнь и стать равными в правах с другими гражданами». Как считает Гезалов, городские бездомные на сегодняшний день не охвачены должной заботой социальных служб.
Когда стали выяснять, оказалось, что отчасти правозащитник прав, хотя сказать, что работы вообще никакой не ведется, конечно, нельзя. В рамках существующих программ и существующего финансирования, социальные службы делают многое. Другое дело, что этого оказывается явно недостаточно... В Петрозаводске несколько лет назад создано муниципальное учреждение "Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства «Преодоление» (бывший Дом ночного пребывания), где бездомным предоставляется ночлег, оказывается помощь в оформлении временной регистрации, восстановлении утраченных документов, трудоустройстве. Два раза в год этим Центром проводится акция «Экстренная помощь». Но рассчитан Дом ночного пребывания всего на 39 мест, а само здание (на улице Кооперативной) находится в аварийном состоянии. "Мы провели опрос среди лиц без определенного места жительства и выяснили, что 80 процентов из них никогда не обращались и не собираются туда обращаться, - говорит Гезалов. - А в целом, для решения проблем бездомных в городе сегодня делается лишь десятая часть того, что должно делаться. Половина опрошенных бомжей не имеет паспортов. В городе нет санпропускника, социальной бани, достаточных мест по медицинскому и социальному обслуживанию, социальной столовой, а также дополнительных мест проживания и адаптации. Переночевав и покушав в Центре, люди вновь оказываются на улице".
"Да, мы принимаем бездомных на лечение в нашу городскую больницу, но куда их затем выписывать - чаще всего не знаем, - рассказала депутатам заместитель главного врача БСМП Юлия Ильина. - Мест проживания в социальных учреждениях катастрофически не хватает. У нас даже был такой случай, когда в хирургическом отделении один бомж пролежал около года! Его попросту никуда не брали".
В Петрозаводске сразу несколько организаций занимаются тем, что бесплатно кормят бездомных. Но это частные инициативы, а не работа городских социальных служб. Александр Гезалов и Екатерининская церковь организуют обеды в центре города, Церковь Армии спасения кормит бомжей на Ключевой, адвентисты - на Перевалке. По идее, такие точки должны быть в каждом микрорайоне, тем более, что собирают они, действительно, много людей. Я даже не ожидала, что столько...
У Екатерининской церкви бездомные в условленное время выстроились в очередь. Очередь была длинной - человек сто, не меньше, пришло в этот день. Настоятель храма сказал, что чуть морозы ударят, и будет больше - сто пятьдесят, двести. Сегодня им вынесли суп с гречкой, горячий чай с хлебом, и напоследок - целый таз сушек и конфет. Разбирали быстро.
Одной из первых суп получила маленькая Вика. Ей год и восемь, но она уже умеет сама держать ложку. Обливается, конечно, суп ручьем течет на грязный комбинезон, но мама ей не помогает. Мама и бабушка тоже кушают суп. После расспросов выясняется, что они не бездомные в чистом виде - прописка у них есть, в Пудожском районе. Но живут они где-то в Заозерье, в доме-халупе, работают в Петрозаводске, на Заводской, на переборке овощей и фруктов, а к церкви приезжают каждые выходные милостыню просить. Вообще, в этой очереди у многих есть прописка (причем, как правило, в районах), но по месту регистрации они не живут: кого-то родственники выгнали, кого-то обманули при обмене и прописали в доме без крыши и дверей. Но были и собственно лица БОМЖ, причем, на удивление, не все пьющие, как это принято думать.
Одного дедушку, вполне благообразного, мы с Ириной Петеляевой забрали с собой, отвезли в Дом ночного пребывания. О существовании этого учреждения (прав был Гезалов) среди бездомных у Екатерининской церкви практически никто не знал - бомжи охотно разбирали листовки с координатами Центра социальной адаптации. Не знал ничего и Виктор Алексеевич, семидесятилетний старик, грязный, в тонких, местами прорванных спортивках и куцей курточке. По лицу видно - не пьющий. Пожиток с собой - никаких. Посмотрели паспорт - чистый, без регистрации. У старика никого нет - жена умерла два года назад, сын - чуть позже, внуками не успел обзавестись. Квартиры не стало, когда паспорт потерял - обманули.
- Виктор Алексеевич, так вы где ночуете обычно?
- Прошлой зимой у дальних родственников жил. Но теперь там маленький ребенок родился, мне уже нельзя... В сараях ночую, в машинах брошенных.
- А почему в социальные службы не обращались?
- Да, неудобно как-то.
По словам старика, всю жизнь он проработал слесарем, дольше всего - на ДСК. Пенсию он получает - на почте.
В Доме ночного пребывания, где приняли Виктора Алексеевича, специалисты обещали, что устроят его в интернат. Со стариками легче - мест в интернатах республики, конечно, не хватает, но, пусть через месяц, два, три, для них все равно находится пристанище. А вот как быть с молодыми, трудоспособными?
По итогам первых двух заседаний рабочей группы, в которую, кроме депутатов и работников мэрии, вошли представители правозащитных организаций, все участники пришли к единодушному мнению - для решения проблемы сегодня необходимо принимать дополнительные меры. Будут ли они оформлены в виде отдельного документа, или прописаны в муниципальной целевой программе «Забота» - вопрос технический. В первую очередь, они должны быть обеспечены финансово.
"Конечный результат нашей работы должен заключатся в ответе на вопрос: где бездомным предстоит жить, чтобы вновь не оказаться на улице, - сказала председатель комиссии по социальной политике Петросовета Ирина Петеляева. - В Доме ночного пребывания всего 39 мест. И «ночлежка» - это не общежитие, долго держать там никто не будет".
«Необходим санпропускник, где можно было бы сделать флюорограмму, получить санитарную обработку, одежду, обувь, медицинскую помощь, - считает Александр Гезалов. - Нужна социальная баня, так как бездомные не имеют возможности посещать городские бани из-за отсутствия справки, что они здоровы. Необходимо открыть социальную столовую, дополнительные центры обслуживания и создать дополнительные места для проживания этих людей. Кроме того, нужно организовать специальные места для приема жалоб и предложений от бездомных».
Депутаты надеются, что часть этих предложений по развитию социальной инфраструктуры, направленной на решение проблемы с бездомными, удастся учесть уже в бюджете на следующий год.
Наталья Захарчук, депутат Петросовета,
руководитель рабочей группы по улучшению положения бездомных