Национальное сиротство
02.11.2008
Часто, начиная свою деятельность, многим кажется, что у них достаточно знаний о жизни сирот, сиротской среде. Но когда они подходят ближе к этой теме, они начинают понимать, что много не знают, или имеют смутные представления, или имеют туманное или надуманное мнение о жизни сирот, систему детского дома. Что тут можно посоветовать?!
В первую очередь не спешить, внимательно изучить предмет, коим является "сиротство России". Лучше всего изучить данный вопрос, как можно досконально, так как это позволит более качественно решать вопросы помощи, поддержки детей-сирот. Удалит некую накипь незнания. Также позволит не нарушить равновесия при вхождении в непростую среду помощи сиротам.
Слава Богу, что материалы о жизни и проблемах сирот можно выискать в Интернете, через поисковую систему. Можно узнать о практически всех аспектах существования процесса жизни сиротского учреждения, законодательную базу и много чего еще.
Проблема сиротства в России имеет давние корни, и практически всегда была актуальная для Руси. Связано это было в первую очередь с нескончаемыми войнами и массовыми болезнями, косившими иногда города и губернии. Но тогдашнее общество старалось само оказать помощь оставшимся без родительской опеки детям, распределяя детей в собственные родственные семьи. Так как тогда были родственно-общинные связи, вспоможающие друг другу при решении трудностей.
Но если никто не мог принять в семью ребенка, тогда его отдавали в монастырь, на попечении монашеской братии. Позже, начиная с конца 17 века, в России начали появляться, так называемые сиротопитательные приюты. Когда находился меценат, который брал на себя финансовое обеспечение учреждения, при обязательном его посещении в церковные праздники. Тогда это было нормой. Традиция меценатства и благотворительности на Руси, таким образом, способствовало тому, что оставшиеся без попечения дети чаще всего оказывались под опекой, как государства, так и общественных институтов.
Истории того, что на Руси было много бродячих людей, имеет под собой основание, но только потому, что собиравшие милостыню люди понимали, что при наличии рядом ребенка, доход от сбора милостыни был гораздо выше. Известны случаи, когда люди умышленно себя калечили, чтобы иметь возможность оправдать присутствие ребенка рядом со «слепеньким» и «хроменьким» (Ильф и Петров «Золотой теленок»). Чаще всего, дети поводыри или проводники повторяли судьбу своих старших товарищей, становясь профессиональными нищими.
После Октябрьской революции, когда Гражданская война покосила основные человеческие ресурсы, разрушила семьи, на улицах страны бродяжничали и скитались миллионы детей. Тогдашнее большевистской правительство, применило карательные меры по насильственному помещению детей в сиротские приюты и детские дома. Феликс Дзержинский руководил этим не простым процессом. Надо признать, что это получалось очень эффективно, но меры отлова детей носили облавочный характер, как часто ловят преступников. Часто крайне жестоко. Видимо посчитав, что тогдашнее общество не готово принять в свои семьи детей, было создано тысячи сиротских учреждений по всей стране. В связи с тем, что новой воспитательной системы не было, это были места массового содержания детей с казарменной дисциплиной, другого детям предложить не могли, слишком велико было их количество. Педагогического состава не было, брали на работу кого попало, в основном это были женщины.
В связи с тем, что нарождавшаяся Советская власть искала способы и методы воспитания сирот, одним из передовых опытов тогдашнего «усмирения» детей, стал метод «колонийного воспитания» господина Макаренко. Он, с рвением принял участие в выращивании новых советских людей. Изучив его методику работы с детьми, можно понять, что возможно, она была передовой и полностью вписывалась в идеологию коммунистического государства.
Когда личность не считалась главной ценностью, а вот коллективная управляемость считалась. Видимо осознав, всю неполноценность выработанной системы, Макаренко в 39 лет отошел от воспитания детей, и более никогда, не занимался этими вопросами. Написал несколько книг, которые тогда имели широкую популярность в тогдашнем СССР, впрочем, и сейчас, так как самое лучшее, что может предложить система воспитания сироты «семеро одного не ждут». К сожалению, его метод был принят передовым и годами использовался и используется, для работы детей уже в 21 веке. Надеемся, что это когда-нибудь будет просто историей, а новые модели воспитания личности в условиях детского дома, будут найдены.
Сегодня детские дома стараются много чего сделать для детишек, но в связи с недостаточным финансированием, много чего так и не реализуется в рамках детского дома. А некоторые программы, например, по адаптации сирот в рамках учреждения, просто невозможны, так как нет системы и сопроводительных институтов детей-сирот, после выхода из стен детского дома.
В последнее время, особенно заметна роль общества в еле помощи сиротам, но это тема отдельного разговора.
Будут вопросы. Пишите: gezalov@yandex.ru
Выпускник детского дома А.С.Гезалов.
|