КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Усатый нянь

01.05.2008

Разделы:

Иван Судаков 27 лет работает в детском саду. Всё это время он - единственный мужчина в коллективе из тридцати женщин

Вакака

Детсад находится в пригороде Саранска - посёлке Луховка. В начале 80-х гг. здесь располагался знаменитый на весь СССР совхоз-миллионер. Остатки прежней роскоши в виде ДК и школы искусств до сих пор на виду. «В сад я пришёл, когда он только открылся, в здании ещё краской пахло. По сельским меркам наш садик огромный, рассчитан на 12 групп», - рассказывает Судаков.

Руководство совхоза решило сделать дошкольное учреждение, что называется, всем на зависть. Воспитателей подбирали тщательно, даже переманивали, благо «наживка» была стоящая - сотрудникам обещали построить жильё. Клюнул на это и Судаков, который к 24 годам успел обзавестись семьёй и двумя детьми. На новое место работы пришёл вместе с супругой Таисией. Она поступила на должность медсестры, а он стал музыкальным педагогом с окладом 96 руб. (полторы ставки). До сих пор помнит, как первой на занятие к нему пожаловала ясельная группа: «Дети от полутора лет. Многие толком ещё говорить не могут, но музыка их захватывает, даже когда мы просто распеваем «ля-ля-ля» или учим угадывать ноты». На следующее занятие ватага ворвалась к Судакову с радостными криками «Вакака!» - так ясельники произносили имя воспитателя - Иван Николаевич.

Малышка

Колхоз сдержал обещание, и через несколько лет в 200 метрах от садика появились два новеньких жилых дома. Знакомые Судакова были уверены, что, как только он получит ордер, блажь быть «усатым нянем» пройдёт. А он продолжал не только учить ребят музыке, но часто подменял воспитательниц в группах, когда они были на больничном или уходили в отпуск. «Я с детьми в походы ходил. Сейчас удивляюсь, как не боялся ответственности! - вспоминает Иван Николаевич. - Рядом с садиком была заброшенная старинная усадьба - с прудом, ветряной мельницей, барским домом. Я строил малышей гуськом, мы доходили до усадьбы, разводили там костёр, пекли картошку. Я играл на баяне, пел им «Клён ты мой опавший» и «Отговорила роща золотая...»

Вместе с Иваном Николаевичем в саду «работала» Малышка, его собака породы тойтерьер. «Дома она быстро начинала скучать, - рассказывает Судаков. - Поэтому уже часов в 11 выбегала из квартиры и прямиком в детсад. Тихонько проходила мимо кабинета заведующей, чтобы та её не заметила, потом в музыкальный класс. Садилась и слушала, как мы с ребятами занимаемся. Я всё мечтал, что она сама «распоётся», но не случилось. Ещё она любила ездить в нашем красном «Запорожце».

Малышки не стало несколько лет назад. Иван Николаевич тяжело переживал это событие. Нет в помине и красного «Запорожца», сгнил давно, а новая машина при окладе в 6000 руб. (полторы ставки) - мечта неосуществимая. «Да я и не гонюсь за деньгами. Как говорят, не жили богато, так и нечего начинать, - рассуждает Судаков. - Главное - крыша над головой есть. И сейчас зарплату вовремя платят. Ведь в 90-е гг. задержки были по полгода. Иногда родной совхоз выдавал долги «натурой» - овощами, колбасой. А однажды каждому сотруднику выписали по 5 ящиков водки. Мы её быстро сбагрили - на свадьбы, дни рождения».

Клоун

Сам Судаков - человек без вредных привычек. Двоих детей так же воспитал: не пьют, не курят. Дочь окончила местный Институт управления, сын - Академию МВД. «Дети никогда не стеснялись моей работы. Они ведь тоже в наш садик ходили. Понимают, что мы там как одна семья. Несколько лет назад я впервые в жизни съездил в отпуск. Раньше как-то денег не было. А тут сын, который уже начал зарабатывать, сказал: «Батя, ну давай раз в жизни на Чёрное море съездим». И мы рванули в Туапсе».

Свою работу Судаков сравнивает с ремеслом клоуна: «Детей ведь надо увлечь, с ними всегда надо быть в хорошем расположении духа, даже если на душе кошки скребут». Однажды ему пришлось вести в саду утренник, зная, что в этот самый момент его дочь находится между жизнью и смертью: «У детишек старшей группы, которым осенью идти в школу, был выпускной. Родители с фотоаппаратами, камерами. Нарядные дети. Я уже сел за баян, как звонок от соседей: «Вашей дочке стало плохо, мы вызвали «скорую». Бегу домой, а её уже на носилках выносят. В больнице сказали, что нужна срочная операция - аппендицит. И тут ко мне подходит хирург: «Мне каждую минуту звонят разные люди и говорят, что вы должны вести концерт, что без вас срывается важное мероприятие. Вы где работаете?»

Оказалось, что без «Вакаки» дети поснимали с себя банты и разбрелись по саду. Вместо концерта намечалась вселенская скорбь. Делегация родителей приехала в больницу на переговоры, которые в итоге вёл хирург: «Иван Николаевич, миленький, операция будет больше часа. Вы как раз успеете провести утренник». В больницу он вернулся вовремя, когда дочь везли на каталке в палату. Операция прошла успешно.

Напарник

В его семейном альбоме много фотографий, и почти на всех его окружают женщины. «Это он со своими девочками», - комментирует гостям жена Судакова. А те, как правило, недоумевают: «Как ты легко говоришь! Неужели не ревнуешь?» В такие моменты Иван Николаевич понимает, как повезло ему с супругой, которая никогда его не пилила, не предлагала пойти на рынок торговать, не упрекала, что он «обабился» в детсаду. «Да умею я делать мужицкую работу, - горячится Судаков и обводит рукой музыкальный класс. - Вот этот стул я починил, эту полку я смастерил. Работу столяра могу делать, а вот столяр на моём месте не сможет. Этому как минимум пять лет учиться надо. Я на своём месте. И мне приятно, когда кто-то из детишек поступает в музыкальную школу. Или когда мои первые выпускники приводят уже своих детей. А то, что с женщинами работаю, есть здесь свои нюансы (улыбается). До анекдотов доходит. Работала у нас молодая воспитательница, у которой в садик ходил сын. Так этот ребёнок дома на каком-то семейном торжестве спросил у отца: «Папа, у тебя напарник есть?» - «Ну, есть, сынок. Я же таксистом работаю». - «А у нашей мамы тоже в саду есть напарник - это Иван Николаевич!»

Понятное дело, муж нашей воспитательницы пришёл со мной знакомиться. Мы потом даже подружились. Но вы же понимаете, что в посёлке, где все на виду, и шила в мешке не утаишь. Мне в этом смысле легко, потому что скрывать нечего». ...Иван Николаевич провожает меня до остановки маршрутки, навстречу идёт взрослый парень. Молодой человек расплывается в улыбке: «Иван Николаевич, здрасьте». - «Здравствуйте». Судаков оборачивается вслед парню: «Тоже у нас выпускался. Кажется, в конце 80-х годов».

http://www.aif.ru/society/article/17462