Противоречия в законодательстве позволяют заниматься посредничеством в усыновлении мастерам маникюра и охранникам
Статистика усыновлений свидетельствует, что за последние 11 лет более 17 тыс. детей - наших соотечествеников были усыновлены иностранцами, то есть в процессе межгосударственного усыновления Украина является государством-донором. Кто же помогает иностранным гражданам при прохождении различных процедур в государственных структурах и учреждениях?
По данным Государственного департамента по усыновлению и защите прав ребенка, сегодня это более 300 физических лиц - граждан Украины (иногда других государств), которые представляют интересы иностранцев. Показательно, что только 15% из них имеют юридическую подготовку. Остальные по специальности - педагоги, инженеры, переводчики, мастера маникюра, охранники СТО, стоматологи и т. д. Все эти люди взяли на себя ответственность быть помощниками иностранных граждан в осуществлении усыновления в нашей стране. Однако, на самом деле, они не несут никакой ответственности за качество процесса - причем ни до, ни после усыновления.
Более сотни американских агентств жаждут заняться усыновлением в Украине
На сегодняшний день в Государственный департамент обратилось 153 агентства из 8 стран мира с просьбой зарегистрировать их в качестве организаций, которые осуществляют в Украине деятельность в сфере межгосударственного усыновления. Из них 101 - из США, 19 - из Италии, 13 - из Испании, по 7 - из Канады и Израиля.
Интересно, что согласно статье 216 Семейного кодекса Украины, посредническая коммерческая деятельность, касающаяся усыновления детей, запрещается. Однако в данном случае с точки зрения закона все «чисто»: эти организации не работают в Украине, а имеют здесь уполномоченных лиц. А, согласно статье 244 Гражданского кодекса Украины, если иностранец доверяет определенному лицу (то есть оформляет на него доверенность), то любой гражданин Украины может представлять его интересы в любом органе исполнительной ветви власти. Таким образом, по словам директора Департамента Людмилы Волынец, «возникает парадокс: с одной стороны, действуют разрешенные законодательством Украины физические лица - представители по доверенности без системы требований, касающихся их деятельности и ответственности перед ребенком и государством, с другой - уполномоченные негосударственные некоммерческие организации со штатом специалистов, опытом работы, относительно которых могли бы быть, но так и не сформированы система требований и порядок ответственности».
Мифы и реалии усыновления
Вокруг межгосударственного усыновления существует масса мифов. Одним из них является бытующее мнение, что иностранцы усыновляют больных детей. На самом деле каждый третий кандидат в усыновители, получивший направление Департамента для знакомства с ребенком, отказывается от усыновления именно из-за состояния здоровья ребенка. Практически каждый ребенок имеет целый «букет» всевозможных (часто неизлечимых) заболеваний - в среднем от 3 до 11 заболеваний «на душу». В целом из общего числа усыновленных иностранцами детей менее 1% имеют тяжелые проблемы со здоровьем (болезнь Дауна, ДЦП, генетические заболевания).
Мнение о том, что иностранцы готовы усыновлять взрослых детей, также не соответствует действительности. В реальности 80% иностранцев-заявителей хотят усыновить ребенка до 5 лет. Что касается взрослых детей, то их, как правило, усыновляют семьи, в которых эти дети отдыхали по программам оздоровления за границей.
Не более чем миф и утверждение о том, что иностранцы готовы усыновить всех братьев и сестер из одной семьи. «В каждом втором (!) случае встает вопрос о разлучении братьев и сестер вследствие их состояния здоровья и возраста», - отмечает Волынец. По ее словам, проблема усугубляется еще и тем, что братьев и сестер имеют подавляющее большинство детей, готовых к усыновлению, - 85%.
Противоречия национального менталитета
Согласно статистическим данным, на сегодняшний день в семьях граждан Украины воспитывается более 35 тысяч усыновленных детей, еще более 30 тысяч детей имеют правовые основания быть усыновленными. В то же время опросы показывают, что практически каждая пятая украинская семья (19%) готова усыновить ребенка. И здесь возникает парадокс: несмотря на то что тысячи украинцев потенциально могут усыновить детей и 30 тыс. детей готовы к усыновлению, на самом деле ежегодно усыновляется порядка 5 тыс. детей, из них менее 2 тыс. - гражданами Украины.
«Проблема в том, что когда речь идет об усыновлении, все представляют себе младенца, которого, условно говоря, вчера родили, сегодня усыновили. Однако это не так. Начнем с того, что сегодня Семейным кодексом Украины запрещено усыновление ребенка до достижения им двухмесячного возраста. В связи с этим встает вопрос о смысле и необходимости сохранения тайны усыновления. И это влияет на активность граждан Украины в деле усыновления», - говорит Волынец. По ее словам, в целом украинские граждане (равно, как и иностранцы) ориентированы на усыновление здоровых младенцев или здоровых детей до 5 лет.
Однако из 30 тыс. детей только 5% составляют дети до 5 лет. Из них только 5% являются относительно здоровыми. Таким образом, «маленьких и здоровых», которых хотят усыновлять все, независимо от страны проживания, из 30 тыс. набирается около 75 человек. Вывод, который делают эксперты, ужасен и почти безнадежен: в Украине просто нет детей, которых потенциально готовы усыновлять.
Приемный ребенок: «отбросить» наследственность не получится
Специалисты отмечают, что процедура усыновления не так сложна юридически, как психологически. По мнению вице-президента НПЦ «Дианализ» Виктории Егоровой, «если говорить об усыновлении, начинать надо с самых главных вопросов - действительно ли будущие приемные родители этого хотят и действительно ли они полностью отдают себе отчет в том, что это значит. В идеале, прежде чем допускать претендентов к детям, необходима консультация с психологом для прояснения истинных мотивов и целей предстоящего усыновления, а также обсуждения последующих за этим усыновлением новых проблем и сложных вопросов». Появление ребенка - новый сложный этап в развитии семьи, который требует определенной готовности всех ее членов. Если ребенок родной, многие сложности воспринимаются как данность, а некоторые особенности личности ребенка объясняются унаследованными от себя, любимого, чертами. Это позволяет психологически облегчить процесс адаптации к новым условиям жизни. А если ребенок приемный? После долгих споров психологи все же признают равнозначимое влияние на формирование личности как наследственных факторов, так и внешней среды. И если внешнюю среду возможно корректировать и постараться создать оптимальные условия для развития, то «отбросить» наследственность не получится. Готовы ли родители принимать и любить ребенка при любых условиях? Не появится ли у них предательская мыслишка отмотать все назад? Не пострадает ли при этом ребенок, который уже настрадался? К сожалению, в ряде случаев эти вопросы остаются открытыми.
«Многие сетуют на сложность юридических процедур, сопутствующих усыновлению. А на мой взгляд, этот процесс и не должен быть простым. Проходя через бюрократическую волокиту, хождения по инстанциям и прочие юридические преграды, претенденты на родительство могут еще раз проверить твердость своих намерений и истинность желаний. И если они не передумают и готовы любить и растить, несмотря на трудности, есть надежда, что все у них получится», - говорит психолог интернет-газете «СЕЙЧАС».
Напомним, что ранее Президент Украины внес в Верховную Раду Украины законопроект, которым предусматривается одноразовая государственная помощь при усыновлении ребенка, помощь на усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия, оплачиваемый отпуск одному из усыновителей сроком не менее 3 месяцев сразу после усыновления. Мировая практика свидетельствует, что поддержка усыновления государством в конечном итоге имеет два весомых результата, констатирует Волынец. Государственный бюджет получает реальную программу экономии, а у ребенка появляется семья. Посмотрим, насколько эта мировая практика может быть применима к Украине.
http://times.liga.net/articles/gs013060.html