КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Репетиция оркестрика

11.02.2008

Разделы:

Семья Николенко из Краснодарского края воспитывает четвертый десяток детей назло Феллини

Дмитрий Соколов-Митрич

Человек, которого зовут Николай Николаевич Николенко, не может быть плохим человеком. Тем более если в его доме все время звучит какофония разыгрывающегося оркестра и это его не бесит, а даже, наоборот, радует. Дело в том, что музыкальный инструмент для семьи Николенко - это главный инструмент воспитания. Через медные трубы их семейного оркестра прошли шесть родных детей и тридцать приемных. Все стали нормальными людьми. Как дует в трубы семья Николенко, недавно видела вся страна: оркестр из станицы Афипской Краснодарского края вызвал фурор на церемонии открытия "Семьи года". Собачка Нафтик, которая когда-то познакомила Николая Николаевича с его будущей женой Людмилой, и представить себе не могла, какую кашу она заварила.

Про собачку

Ее уже нет в живых. Даже порода Нафтика осталась неизвестной. Маленькая такая шавка, нервная и визгливая, но было у нее одно громадное преимущество: она умела безошибочно разбираться в людях.

- Я гостила у подруги в Краснодаре, и она попросила меня с ее собачкой в сквере погулять, - вспоминает Людмила Петровна. - И еще наказала: место у нас тут неспокойное, поэтому, если кто подойдет, ты смотри, как Нафтик реагирует. Если начнет на того человека сильно лаять, лучше с ним не разговаривай, а потихоньку отойди. И вот я вижу - идет в мою сторону такой здоровенный матрос: красавец, брюки клеш, улыбка голливудская. У меня аж дыхание перехватило, а Нафтик вдруг как начал верещать - не остановишь. Делать нечего, пришлось ретироваться. Проходит еще минут десять, и подгребает ко мне невзрачный такой паренек вида колхозного и спрашивает: "Девушка, можно с вами познакомиться?" А Нафтик, подлец, молчит. Я уж его и ногой подталкиваю - мол, собачка, очнись. Но потом вижу - нет, это его принципиальная позиция. Так и познакомились.

Про мозговую лень

Гапоновы, Сергеевы, Светлановы, Сванидзе, Балаган, Недосековы - это начало длинного списка, состоящего из фамилий тех, кто в семейном оркестре Николенко получил правильный душевный настрой на всю жизнь. Сюда приходили дети с напряженными глазами, подорванной психикой, были такие, кого биологические родители держали дома на цепи, как собаку. Были шестеро детей с диагнозом олигофрения, но теперь он снят со всех шестерых: оказалось, что медики просто приняли за врожденное слабоумие крайнюю социальную запущенность этих детей.

- Это сейчас, когда к нам приходят новенькие, они вливаются в уже отлаженную систему и быстро исправляются, - говорит Николай, - а когда у нас все начиналось, приходилось иметь адское терпение, чтобы добиться результата. Практически все дети воровали, обманывали и делали это без малейшего зазрения совести - ни за что не догадаешься, кто именно украл и говорит неправду. Потом они научились воровать и обманывать так, что по ним это стало видно. Ведь когда нормальный ребенок делает что-то не то, скрыть это у него никогда не получится. Он становится как будто какой-то двойной. Наконец, мы добились того, что наши дети стали совсем нормальными. У них изменилось все - походка, глаза, даже лицами они постепенно становятся похожи на нас и друг на друга.

- Папа, а почему у меня ногти раньше медленно росли, а теперь стали расти быстрее? - пристает к родителям тенор Миша Грибков.

- Это потому что ты стал больше бегать и меньше заниматься музыкой, - педагогически верно шутит Николай Николаевич. - Когда мозги у человека мало работают, то весь ум у него уходит в ногти.

Четверо Грибковых оказались в семье Николенко недавно. Они еще не совсем отошли от потрясения, которое испытали всего год назад: прямо на их глазах в пьяной драке погиб их отец. Но потихоньку они втягиваются в коллектив и уже делают успехи. Старший Михаил недавно занял третье место на конкурсе в Туапсе: он там пел "Реве на стогне Днипр широкий".

- Знаете, какая главная проблема человечества? - спрашивает меня Николай Николаевич.

- Есть много вариантов ответа на этот вопрос.

- Мой вариант такой: мозговая лень. Люди не любят думать - от этого и сами страдают, и доставляют страдания другим. В любых обстоятельствах самый честный и правильный путь - он и есть самый эффективный. Надо только напрячь мозги и верно его вычислить.

- А оркестр - это навроде калькулятора?

- Не люблю калькуляторы. Оркестр - это, скорее, формула. Уравнение со множеством неизвестных. Попадая в это уравнение, любая величина находит свое место. В нем сочетаются свобода личности и жесткий гармонический строй. Приходя в оркестр, ребенок оказывается в безвыходном положении и в то же время обретает свободу действия. Правда, эта свобода ограничена свободой партнера, но ведь и в жизни все происходит именно так. Если ты играешь плохо - это сразу слышно. Если ты совсем не играешь - это тоже слышно. Ты вынужден играть хорошо - иначе потеряешь уважение окружающих.

- У психиатров это называется "коллективная терапия".

- Возможно, но мы к этому пришли как-то интуитивно. Просто оркестр оказался единственной доступной для нас возможностью воспитать такое огромное количество детей.

Про альпинистов, которые не смотрят в пропасть

Людмила Петровна в оркестре играет на барабане. В семейной жизни она тоже задает ритм всему дому.

- До 30 лет у нас с Колей был всего один ребенок. Больше я не хотела. Жили мы как все - делали карьеру, все чего-то ждали, к чему-то готовились, а потом вдруг поняли, что очень многого можем уже просто не успеть.

- И как начали рожать...

- Ну, после 30 уже особо не порожаешь. Мы просто хотели девочку, а первые пятеро детей оказались мальчиками. Настя появилась на свет, когда мне было уже 36 лет, и врачи сказали, что мой организм больше не выдержит. А хотелось еще. Мы только в том возрасте начали по-настоящему понимать, что такое дети.

- И что они такое?

- Даже не знаю, как объяснить... Да это и не требует определения. Это главное звено в цепи существования. Как воздух для организма. Как камертон для инструмента.

Людмила хорошо усвоила поговорку о том, что мужчина в семье - голова, а женщина - шея. Куда она повернет, туда голова и смотрит. Когда 17 лет назад она предложила мужу взять детей из детдома, он ответил: "Дело твое. Если справишься - бери. Мне еле хватает времени деньги зарабатывать". Уже через неделю после того, как Николенко взяли первых шестерых приемных детей, стало ясно: такое дело может быть только общим. Муж схватился за голову, но было уже поздно. Чтобы не сойти с ума, пришлось пересматривать всю методологию получения доходов. Было бы у Николенко 1-2 ребенка, работал бы их папа до сих пор в структурах ЖКХ. А когда оказалось, что семья требует уйму времени, пришлось волей-неволей становиться преуспевающим бизнесменом. Сейчас у Николая Николаевича своя фирма, занимающаяся пассажирскими перевозками: на него работают 10 человек и 6 "Газелей".

- Сначала мы взяли из детдома шестерых, - продолжает "шея" Людмила Петровна, - а потом видим, что дети тоскуют по своим братьям и сестрам, раскиданным по другим детским домам. Стали их разыскивать и собирать в своей семье. В итоге к середине 90-х у нас уже 27 детей получилось.

- Вообще-то в те годы люди не знали, как самих себя прокормить.

- А мы этих трудных времен как-то и не заметили, - разводит руками "голова" Николай Николаевич. - То есть нам, конечно, было трудно. Даже очень трудно. Но это все были какие-то рядовые трудности, которые надо было решать здесь и сейчас. И мы их решали. Взяли, например, под постройку дома кредит на заводе, где работала Людмила. 80 тысяч рублей. Это в те времена была огромная сумма, нам ее на 50 лет расписали. А потом инфляция весь наш долг съела - ну и слава богу. Построили большой дом, стали хозяйство подсобное налаживать, свиней завели - 40 поросят у нас было. А о том, что в стране кризис, что экономика на волоске, думать было просто некогда. Мы в те годы походили на правильных альпинистов, которые карабкаются по отвесной стене, но не смотрят в пропасть, а думают лишь о том, за какой уступ схватиться в следующую минуту. Так и поднялись.

Про главное

"Мы играем вместе, объединенные лишь взаимной ненавистью, как распавшаяся семья" - это слова дирижера из фильма Федерико Феллини "Репетиция оркестра". Его музыканты взбунтовались против своего руководителя. Люди, способные вместе воссоздать божественную гармонию, еще полчаса назад говорившие проникновенные слова о музыке и своих инструментах, предаются разрушению, поднимают руку друг на друга, репетиция превращается в звериное безумие: под роялем занимаются любовью, белые стены зала разрисовываются заборными надписями, звучат выстрелы. Тщетно дирижер призывает музыкантов продолжить репетицию, повторяя, что "только ноты спасут нас". Многие кинокритики полагают, что этот фильм - самое краткое и точное изложение истории XX века. Распад живого гармоничного коллективного сознания на миллионы мертвых независимостей - никому не нужных, даже себе самим.

Музыканты из семейного оркестрика Николенко почему-то не бунтуют и не разбегаются. Сейчас в нем играют 12 воспитанников, еще 22 уже выросли и живут взрослой жизнью - кто учится, кто работает, а кто уже и детей воспитывает, но хотя бы раз в месяц собираются и играют все вместе - чтобы новенькие знали, к чему стремиться. Четверо уже получают музыкальное образование, в том числе и родной сын Николенко Алексей. Он учится в Краснодарской консерватории, играет на трубе, репетирует по 5 часов в день. Самые младшие воспитанники семьи Николенко, Вовчик и Виталик, в это время не выходят из его комнаты и слушают как зачарованные. Их уже пускают на репетиции, но пока им доверяют только игрушечные саксофоны. Они ждут не дождутся наступления 7 лет, когда получат настоящие инструменты.

- На первый взгляд труба кажется очень простой, но на самом деле это самый сложный духовой инструмент, - 24-летний Алексей дает первый урок младшим братьям, а заодно и мне. - Непосвященные думают: чем больше у инструмента клавиш, тем труднее на нем играть. На самом же деле в точности наоборот - саксофон, например, очень простой инструмент, на нем можно легко играть даже после паузы в год или два. Труба же требует постоянного общения, она очень капризна, играть на ней можно только обладая мощнейшим спокойствием духа. Не позанимаешься месяц - и приходится заново вспоминать все комбинации клавиш. У меня трижды уже были срывы, хотелось порвать с этим делом, но потом снова возвращался и начинал работать.

- Почему?

- Потому что в этом есть что-то главное. В жизни сейчас полно каких-то полунужных-полуненужных мелочей, но страшный дефицит на главное. Обрести это главное - самая важная задача в жизни. Все остальное приложится.

Про ежиков и зайчих

Когда в 1990 году Николенко пришли в местную музыкальную школу, преподаватель Виктор Ходоковский обрел второе дыхание.

- Я уже почти смирился с тем, что оркестровая музыка в нашем районе никому не нужна, - вспоминает Виктор Владимирович. - Вот в Германии, например, в каждом городке есть свой оркестр, а у нас люди почему-то не хотят играть под управлением дирижера. В музыкальной школе пользуются популярностью лишь индивидуальные музыкальные инструменты. И вдруг приходит ко мне целый коллектив с гарантией стопроцентной посещаемости. Я был просто счастлив. Через год мы начали гастролировать по району, и дети просто расцвели. А после недавней поездки в Кремль на церемонию открытия Года семьи я еле успеваю за их энтузиазмом. Недавно вышли на меня с предложением "взять повышенные обязательства" - создать не простой, а поющий оркестр. Как у Утесова.

В музыкальной школе Николенко занимаются по вторникам и пятницам. Остальные дни с ними репетирует Лена Фатхуллина.

- Сейчас ей уже 25, а когда-то она сама пришла к нам в семью забитым ребенком, - говорит Людмила Петровна. - В детских домах таких называют "ежиками".

Теперь Елена совсем не ежик, а нормальная, довольная, в меру упитанная зайчиха. Даже немного беременная.

- Мы уже второго ждем, - улыбается бывший "ежик". - А когда я закончу колледж культуры, мы с мужем тоже заведем свой оркестр. И детей из детдома возьмем на воспитание. Мы уже решили. Сначала - немного, а там видно будет.

- Немного - это сколько?

- Ну, человек 5-6.

- О Боже!

- Муж сначала тоже так отреагировал. А потом подумал и говорит: "Дело твое. Если справишься - бери. Мне еле хватает времени деньги зарабатывать".

Лена стучит дирижерской палочкой по пюпитру, дети наперегонки хватают трубы и занимают свои места. Сначала оркестр должен разыграться. Упражнение первое - гамма. Все вместе должны стройно брать ноту за нотой. Юные оркестранты набирают в легкие воздух и пару секунд дружно тянут ноту "до". С нами чиновник из местного управления образования - он зачем-то вскакивает с места, но тут же, виновато улыбаясь, снова садится на стул. Привычка. Именно с этого длинного "до" начинается гимн России.

http://www.izvestia.ru/special/article3112788/