В добрый путь, или Каким должен быть доброволец?!
01.02.2008
На протяжении 9 лет общественной работы мне часто приходится видеть различных людей, занятых помощью ближнему: сиротам, осужденным, бездомным, отказным детям. Это разные по возрасту и статусу люди - студенты и служащие, активная молодежь и люди зрелого возраста. Они объединены идеей оказать помощь тому,кто в ней действительно нуждается, это прекрасно. В добровольческое движение нередко вступают люди, для которых волонтерство - это путь решить и свои проблемы. Таким путем шли, например, родители детей-инвалидов, которые понимали, что в государстве отсутствует сфера социальных услуг для помощи их детям. Начиная оказывать эти услуги людям со схожими проблемами, им удавалось многого добиться и для своего ребенка. Такая взаимопомощь, нуждающийся-нуждающемуся, является вполне распространенной и конструктивной.
Однако очень опасно, когда становящийся на путь оказания помощи другим людям имеет более глубинные проблемы чем тот, кому он хочет помогать. Так иногда бывает, не решая проблемы нуждающегося, человек решает свои собственные проблемы. Но верно ли это? Иной раз к страждущим помощи приходят те, кто ищут славы или иных ощущений, но все это только разрушает идею добровольчества и чаще всего заканчивается фиаско.
Каким же должен быть тот, кто приходит в детский дом, больницу, исправительное учреждение?
Следует помнить, что «служенье муз не терпит суеты», поэтому, прежде всего, доброволец должен быть с устойчивой психикой, умеющим, так сказать, оставлять на пороге социального учреждения свои проблемы и эмоции. Ведь тот, к кому он пришел, ждет не истерик и рассказов, о том, какова личная жизнь добровольца, а искреннюю, милосердную помощь. Это возможно только тогда, когда человеку до конца ясна его миссия, что он приходит не развлечься-отвлечься-увлечься. Его цель - изменить ситуацию конкретного человека или в конкретном учреждении.
Второе правило - не «распыляться». Волонтеры часто не понимают, что лучше качественно заниматься одной группой (детские дома, брошенные старики или бездомные), чем думать о спасении тысяч людей. Такая «размазанность» приводит не только с низкому качеству оказываемых услуг, но и дискредитации добровольчества как такового.
Нередко добровольцы жалуются, что их, после некоторых посещений перестают пускать в детский дом, школу-интернат, как правило, обвиняют в этом администрацию учреждения, забывая, что вызвавшийся оказывать помощь уходит, а учреждение с его размеренной сложившейся жизнью остается, как и те неверные шаги, сделанные добровольцем. Они становятся объектом не только обсуждений, но и реальных последствий. Не верно сказанное слово, резкий разговор со знакомым или родственниками по сотовому телефону, любые не контролируемые действия могу начать влиять на ухудшение ситуации в том же детском доме. Почему? Посудите сами. Многие добровольцы начинают свою деятельность с критики администрации учреждений, мол виноваты, исправляйтесь. Но ради чего и кого он пришел? Ради того, чтобы помогать детям, или быть рупором их проблем на один раз? Не удивительно, что такого «помощника» выставляют за порог учреждения, чтобы не досаждал. Бывает и такое, что поняв, что в воспитательском коллективе раздор, есть кланы, группировки, человек начинает поддерживать одних, или других, тем самым ставя крест на своем, личном участии в жизни детишек.
Доброволец, конечно, просто обязан быть честным и порядочным человеком. Причем именно БЫТЬ им в жизни, а не на показ. Ведь рано или поздно человек проявит свою истинную натуру, правда выйдет наружу и повредит тем, кого он опекает, разрушать систему ценностей у тех, кто наоборот нуждается в ее обретении и укреплении. Такого добровольца лучше остановить сразу, не только не пускать детям, но и провести с ним необходимую работу по изменению его воззрений на данные проблемы. Если человек уперт в своем неведении проблемы, несговорчив, с ним лучше расстаться сразу, иначе это повредит потом настоящим добродетельным людям вести работу, пытаться внедрится в измененную в худшую сторону систему, будет трудно, если не сказать более точно, невозможно. Например, человек, пользуется возможностью доступа к отказному ребенку. При этом от знает, что не имеет в силу ряда причин шансов для его усыновления. Но выделяет конкретного ребенка, проявляет о нем заботу, опекает. Скажите, что плохого? Своими действиями он давал понять сотрудникам Дома ребенка, что, возможно, усыновит или удочерит этого малыша, а для самого ребенка он стал значимым человеком, подарил надежду на то, что они будут вместе. Забывая, что «ты в ответе за тех, кого приручил». И делая то, что нравится и хочется (поиграться с малышом), он наносит ребенку непоправимый урон. Исчезнув потом из его жизни, лишает отказника веры в других людей.
Чтобы избежать таких ситуаций доброволец просто обязан периодически делать самоанализ деятельности. Нет ничего хуже самодовольства, самолюбования своими успехами. Наоборот, надо все время искать свои недочеты, ошибки, чтобы они не повторялись. Если волонтер находится внутри некой добровольческой системы, он просто обязан соблюдать иерархию, уважение к своим коллегам, партнерам, быть приветливым и готовым к сотрудничеству внутри группы. Для того чтобы длительное время быть интересным социальной группе, доброволец должен иметь желание учится, переучиваться, искать новые знания, формы общения, овладевать новыми технологиями. Это позволит избежать так называемого эмоционального выгорания. Ведь добро надо творить не с натугой. Добро - это не подвиг, а естественная потребность быть полезным людям. Доброта - не главный аргумент в работе с проблемными областями общества, важнее иметь сбалансированный набор умений, желаний, стараний, чтобы тот, кому подана рука помощи почувствовал ее заботливую теплоту. Сочетание многих компонентов, внешних и внутренних ресурсов добровольца приведут к успеху, и тот, кто вчера был в трудной жизненной ситуации поднимет выше голову, это стоит многого.
Председатель КРОМО «Равновесие»
Консультант ПНД «Курский вокзал-Бездомные дети»
Центра «Попечение»
Александр Гезалов
|