Слово о глобалистской попрыгунье-стрекозе
14.01.2008
На днях писала научную статью о проблеме отношения к здоровью в современном отечественном образовании. И натолкнула она меня на такую мысль, впрямую связанную с социальным служением. Неправильно мы работаем с населением, господа! Показываем людям фотографии бездомных, обиженных, оскорбленных и брошенных всеми, вопием страшным голосом, апеллируя к совести здоровых, благополучных и успешных. А КПД минимальный. Я сейчас о территории Карелии говорю, потому как есть еще точки на карте России, где строятся санпропускники, ночлежные дома, дома сестринского ухода и пр. В то время как у нас бездомные да и вообще «маленькие люди» суть человеческий мусор в глазах «гуманных» и политкорректных чиновников, озабоченных вопросами толерантности. И добровольцев насчитывается столько же, сколько космонавтов в 60-е годы. Почему так происходит на земле, которая отметила недавно 780-летие крещения в вере православной? Почему сайты «Сиротская душа», Социального центра «Попечение», епархиальный скоро зависнут от количества социальной информации, а ситуация почти не меняется? Предлагаемый мною ответ таков: время лечить не следствия, а причины. Если удастся лечить.
С каждым годом всё более широкое распространение получает идеология глобализма. Её универсальный ценностный ряд представлен следующими категориями: индивидуализм, демократия, активность личности, социальная мобильность, безграничная свобода рыночных отношений. Основной идеал - социальная успешность. А credo («Верую» по-нашему) - человек, все во имя человека, ради человека, во благо человека со всеми его страстями и пороками. Как известно, идеал появляется не из космического хаоса, а порождается традициями, выработанными в истории народами земли. Глобализм от этих традиций отказывается. Они рассматриваются на уровне предметов материальной культуры - одежды, интерьера, кухни, предметов быта с этническим колоритом. Куличи, золотые купола, крещенская вода - это православие. Книжная миниатюра, сказка «Аладдин» и гарем - это ислам. Чайная церемония, сад камней и икебана - это дзэн-буддизм. Вот уровень восприятия традиции глобалистами. Кто считает, что всё это происходит в «далеких Европах», то глубоко ошибается.
Накануне 2007 - 2008 учебного года в Петрозаводске прошло очередное Городское общественно-педагогическое собрание, тема которого была обозначена как «Образование для жизни». В этот раз вместо долгой образовательной аналитики прозвучал познавательный доклад доктора экономических наук, доцента Карельского филиала Северо-Западной академии наук в г. Петрозаводске, руководителя Центра «Муниципальный консалтинг» Татьяны Викторовны Сачук «Развитие человеческого капитала в инновационном развитии территории». Осенью он появился в свободном доступе на сайте Петрозаводской окружной управы (http://www.petrozavodsk-mo.ru). Чем он может быть интересен? Прежде всего, тем, что в нем очень четко и ясно определено, каким образом стратегия развития Петрозаводска скажется на будущем наших детей и нашем с вами тоже.
Во-первых, следует обратить внимание на то, что «стратегический план развития Петрозаводска ориентирован на развитие третичного сектора экономики (оптовая и розничная торговля, ремонт, гостиницы и рестораны, развлечение, досуг, транспорт, связь, складские услуги, финансовое посредничество, услуги, связанные с недвижимостью, услуги для предприятий, государственное обслуживание и оборона, образование, здравоохранение и деятельность государства в социальной сфере, ведение домашнего хозяйства наемным персоналом, прочие виды деятельности в сфере общественного, коллективного и личного обслуживания)».
Во-вторых, в задачи современной школы входит не воспитание граждан государства или сынов Отечества, а формирование человеческого капитала. Жители города как носители данного капитала отличаются по ряду, например, таких параметров:
«обладают навыками адаптации, психологически готовы к переменам, в том числе готовы рискнуть;
имеют унифицированные базовые знания, при этом, присутствует глубокая специализация профессиональных знаний;
готовы к развитию профессиональных навыков, к смене профессии и вида деятельности;
законопослушны;
имущественное благосостояние считают важной жизненной целью;
рассматривают собственное здоровье как объект инвестиций (денег, времени);
стремятся вести самостоятельное домохозяйство, что предполагает трудоустройство в раннем возрасте;
терпимы к проявлению «чужого», другого мнения.
Можно, конечно, по-разному трактовать эти положения и прогнозировать, к каким результатам приведет их воплощение в жизнь. Но глядя на эти параметры, в голове рисуется человек - готовый продукт глобального общества: унифицированные мозги, толерантность ко всему, что движется, культ здоровья и имущественного благополучия. И при этом роль прислуги, правильно понимающей свое место.
Идеал нашего общества - гедонистический, то есть направленный на получение удовольствий, которые являются товаром. Посмотрим на это через призму языка рекламы. Приснопамятное «Уступи соблазну», «Откройте для себя Новое!» (автомобиль), «Управляй мечтой» (автомобиль), «Благородная сила» (коньяк), «Так выглядит Совершенство» (тональный крем), «Почувствуйте настроение завтрашнего дня» (сигареты), «От Души» (водка), «Дольше сохраняет то, что вы любите» (холодильник), «Порция нежности» (кошачий корм), - вот в этом порочном кругу существует российский люд. Девальвация ценностей налицо - мечтай о машине, от души пей водку, благородство определяй у конька и люби вкусно покушать. Можно посмеяться и сказать, что это всего лишь словотворчество копирайтеров. Но их филологические изыски основываются на базовых ценностях общества, иначе реклама просто не будет работать.
Ну да что нам до общества, когда мы живем тесной православной кастой избранных и вообще не похожи «на тех мытарей»? Мы же - авангард России, Святой Руси, а не гонимые атеисты, неоязычники, сектанты и иже с ними. Рассмотрим «авангардные» тенденции на примерах.
Два года Социальный центр «Попечение» и восемь лет КРОМО «Равновесие» пытается сформировать отряды добровольцев, способных охватить престарелых, отказных детей, одиноких больных людей, бездомных, детей-сирот и прочих граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Недавно Александр Самедович Гезалов вновь составил opus magnum на эту тему и поместил у себя на сайте. «Доколе вы будете сидеть по кафе и маяться словоблудием?» - примерно так сокрушается видный общественник. Но «на выходе» мы имеем полтора десятка человек, оказывающих помощь и тем, и другим, и третьим. В общем-то, можно посмотреть на фотографии в отчетах организаций, чтобы увидеть там одни и те же лица. Очевидно, это «малое стадо», о котором говорил Спаситель.
Есть еще группа людей, тяготеющих, по определению того же Александра Самедовича, к «православным шоу», то есть разовым пафосным акциям вместо систематической каждодневной работы.
А остальные в большинстве своем уже поражены гедонизмом. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Владыка Белгородский и Старооскольский Иоанн, выпустивший недавно совместно с М. Городовой бестселлер «Любовь долготерпит», заметил: «В Евангелии сказано «Царство Небесное нудится». Для того чтобы оно оказалось в вашей душе, нужно употреблять усилия. Увы, из повседневной жизни мы усвоили пока стереотипы достижения удовольствий. И весь мир нам подсказывает, как это сделать». Прихожане наших храмов не марсиане, они живут в этом мире, под прессингом предлагаемой идеологии, поэтому, когда им говорят о бездомных, то часто они справедливо возражают: «Они сами виноваты, что так живут. Надо перестать пить, идти на работу, а не попрошайничать на одеколон». Когда им показывают фотографии отказников или бабушек из Дома престарелых, у них и здесь предельно четкая аргументация: «За них отвечает государство. Оно обязано обеспечивать их всем необходимым». Или: «Не Гражданская война. Все сыты и одеты». Логика железная, как говорится, шила негде вставить. Только она «от Джона Рокфеллера», а не от Христа. Это ведь американский миллиардер на собрании воскресной христианской школы произнес слова: «Американскую розу можно вырастить во всем великолепии ее красоты и благоухания, которое вызовет восторг у созерцающих ее, лишь беспощадно обрезая слабые ростки вокруг нее. Это всего лишь претворение в жизнь закона природы и божьего закона». Не трудно догадаться, как зовут бога, который призывает уничтожать слабых для процветания сильных. Это полный антипод Того, Кто призвал: «Да любите друг друга».
Что можно этой логике противопоставить, то есть как ее медленно и верно ломать? Способ есть, не знаю, правда, насколько применимый на фоне карельского пейзажа.
Вот уже 6 лет мы занимаемся становлением нашей родной православной культуры на территории Карелии. Вопрос не праздный. И не только потому, что сонмы неокрепших детских душ пролетают мимо спасительной православной церкви в топки ночных клубов, наркопритонов и еще массы мест, счет которым ведется на легионы. А еще и потому, что это стратегически важный для Карелии и России вопрос, касающийся безопасности государства. Ценности ведь рождаются не идеологией, а культурой. Глобалисты могут хоть всю страну сомнительной рекламой завесить, купить СМИ и Интернет, но если граждане государства с молоком матери впитывают не «Санта-Барбару», а традиционную для Отечества иерархию ценностей, то глобализм им остается чужд, как иностранный язык. Именно поэтому не дают вводить православную культуру в школах как обязательный предмет, чтобы люди «уступали соблазну», и мечтали о «тойоте». А хлебом насущным для них была бы очередная бредовая Интернет-дискуссия о том, нужно ли благословлять однополые браки или и так проживут.
Прогноз здесь неутешительный. На территории Карелии есть одна школа, работающая в этом направлении, да и та к следующему году скорее всего останется лишь на бумаге. Детей нет. По тем же самым причинам, по которым нет добровольцев. Школа основная, Гарварда не гарантирует. У неё непрестижный район, нет английского уклона, зато есть классы VII вида (для обучающихся с задержкой психического развития). Вот если б со всей христианскою любовью мы вышибли этих учеников на улицу, а лучше б в колонию, тогда, возможно, православные своих детей к нам привели из лицеев и гимназий «со вражьей идеологией».
Так что - чего вопить: «Возлюби ближнего!»? Подождет. Еще «тойота» не куплена. Сиречь мечта.
к.п.н. В. Калачева
|