Братства трезвости в дореволюционном Петрозаводске
28.12.2007
В начале ХХ столетия в Петрозаводске при церквах стали появляться братства трезвости, создававшиеся на добровольных началах усилиями горожан и местного духовенства. Каждое такое братство имело свой устав, утвержденный правящим архиереем. Так, в 1913 г. при кафедральном соборе с благословения олонецкого епископа Никанора (Надежина) открылось Воскресенское братство трезвости. Устав новой трезвенной организации составил священник Петр Метелев, взяв в качестве эпиграфа две библейские цитаты: «Братство любите» (1 Петр. 2,17) и «Пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). В братство мог вступить любой желающий не моложе 18 лет, христианского вероисповедания, как мужчина, так и женщина, независимо от званий, состояний и национальностей. Исключение делалось только для тех лиц, кто был причастен к производству спиртных напитков и торговле ими.
По уставу все члены Братства трезвости делились на три категории: действительные, члены-соревнователи и члены по обету. Действительными считались те, кто внес при вступлении в Братство не менее 1 руб. и дал обет воздержания от спиртного на всю жизнь. Категория членов-соревнователей включала в себя всех сочувствующих деятельности Братства (либо своими трудами, либо внесших в кассу Братства не менее 1 руб.), но не давших обет безусловной трезвости. Членами по обету являлись те лица, которые временно отказывались от употребления спиртных напитков на срок не менее месяца и вносили в кассу Братства при каждой записи не менее 25 коп.
Отметим, что трезвенники по обету при кафедральном соборе были и прежде. Рабочие, поденщики, дав обещание перед образом Божией Матери «Троеручица», обычно просили у священника записку, как доказательство своего обета: без записки, мол, хозяин не возьмет на работу. Запись трезвенников при соборе была заведена с ноября 1910 г. До начала следующего года было записано 178 человек разных сословий, из них 130 крестьян, 46 мещан и два чиновника. В 1913 г., до открытия Братства, в числе трезвенников числились уже 222 человека - 129 крестьян, 89 мещан, один дворянин и три чиновника.
Приведем еще немного цифр. В Воскресенское братство трезвости за первый год его существования вступило 350 человек по обету на условиях полного воздержания от всяких крепких напитков на срок от месяца до года - 225 крестьян, 119 мещан, один дворянин и пять чиновников. К 1915 г. выросло число членов-соревнователей - с 46 до 90 человек. В 1916 г., к третьему году существования Воскресенского братства, в нем состояло 93 члена-соревнователя и 401 член по обету.
Как видим, члены Братства добровольно обязывались вести трезвый образ жизни и во всем быть верными чадами Церкви. Тот, кто вступал в него по обету, давал молитвенное обещание перед иконой Божией Матери «Троеручица». Вот текст этого обещания: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, пред Твоим святым Крестом и Евангелием, я, раб Твой (имя), с полной готовностью и твердою решимостью даю искреннее обещание отныне совершенно не употреблять ни вина, ни пива и ничего опьяняющего. Знаю, Господи, что пьяницы Царства Божия не наследуют. По заповеди святого Апостола «Братство любите», я, с преданным святой Церкви сердцем, вступаю в Воскресенское Братство Трезвости, ради своего спасения и назидания ближних. Помоги мне, Господи, силою Животворящего Креста Твоего и заступлением Пресвятыя Троеручицы, под кровом святой Церкви и в единении с братьями по вере, выполнить сие мое святое обещание. Аминь».
Братство существовало на членские взносы и частные пожертвования. Кроме того, финансовую поддержку ему оказывали правительственные и общественные учреждения Олонецкой губернии: губернский комитет попечительства о народной трезвости, Петрозаводская городская управа, Петрозаводская уездная и Олонецкая губернская земские управы.
Из опубликованного отчета Воскресенского Братства трезвости за 1913-1914 гг. узнаем о его активной деятельности. В эти годы оно ходатайствовало перед Петрозаводской городской Думой: а) о совершенном прекращении торговли спиртных напитков в городе по воскресным и праздничным дням; б) о сокращении торговли в трактирах, пивных и подобных местах по будням и особенно под праздники; в) о прекращении всякой продажи крепких напитков в ярмарочные дни. Члены братства устраивали праздники трезвости с крестными ходами (один из таких праздников, кстати, провела супруга тогдашнего губернатора Л.М. Зубовская) и паломнические прогулки; проводили собеседования противоалкогольного содержания на вечернях в Воскресенском соборе и других церквах города, в Братском доме на чтениях от Александро-Свирского Братства и от попечительства о народной трезвости, в школах, казармах и, главным образом, в помещении Заводского училища. В этом училище 1 декабря 1913 г. была открыта читальня, которая с каждым годом пополнялась принесенными в дар книгами от разных благотворителей: протоиерея Н.Ф. Первенцева, бывшего епархиального наблюдателя А.А. Крупкина, издателя «Известий общества изучения Олонецкой губернии» действительного статского советника А.Ф. Шидловского и других.
Специально для сайта «Сиротская душа» историк Юлия Кожевникова
|