Плохо забытое старое
Так называемые социальные сети породили специальный термин «Web 2.0». Их рекламируют по радио и телевидению, их обсуждают в троллейбусах и ресторанах. Кое-кто объясняет феноменальный успех «социальных» рунет-проектов мифическим участием в них ФСБ. В действительности все проще. Интернет в России стал доступен столь большому числу граждан, что оказалось возможным перенести в Сеть множество офлайновых дел: встречу с давно потерянным однокашником, просмотр отпускных фотографий, флирт с симпатичной незнакомкой, поиск и поддержание профессиональных контактов. Даже позабытый в позапрошлом веке жанр дневника («альбома», в терминологии тогдашних барышень) благодаря Интернету оказался успешно реинкарнирован. Отметим в этой связи некоторые закономерные явления, сопровождающие Web 2.0.
Интернет в рабочее время -- любимое пристанище «офисного планктона», лентяев постиндустриальной эпохи. Таких было много во все времена. Мающийся от безделья инженер советского НИИ по сути мало чем отличается от множества сотрудников больших и малых корпораций, более всего озабоченных зарплатой и отпуском. Именно они костяк активных участников социальных сетей. Чаты, форумы и блоготворчество всего год назад были лучшими средствами убийства рабочего времени. Но теперь безусловное первенство принадлежит социальным сетям. Этой осенью они стали лучшими в России «таймкиллерами».
Наплевав на строгое начальство, обитатель офиса пишет письмо встреченной на «одноклассниках.ру» Машке из пятого «А», закачивает туда же очередную свою фотографию и ищет на mamba.ru спутницу для поездки в Египет. Сисадмины по указанию начальства блокируют трафик социальных сетей как нежелательный, докладывают руководству имена бездельничающих сотрудников и... пользуясь служебным положением, сами «висят» на «одноклассниках» не менее восьми часов в сутки.
Чаще всего затраты времени на участие в работе социальных сетей приводят к ничтожному результату. Потратив пару часов, можно найти упомянутую Машку из позапрошлой школы, которая была, помнится, упитанной отличницей с косичками, а выросла в худенькую брюнетку без высшего образования. Или Ленку, первую красавицу курса, которая теперь прекрасно вписалась в формулу «работа, двое детей, муж с пивным пузом, да и сама не лучше». Встреча в социальной сети с человеком, которого некогда хорошо знал, похожа на плохой голливудский прием: вот герой фильма еще мальчик, а в следующем кадре -- раз! -- он уже совсем взрослый. Ограничиться виртуальным возобновлением прежнего знакомства (что, увы, чаще всего и бывает) -- дело более или менее бессмысленное.
Да, социальные сети нередко действительно способствуют восстановлению старых контактов. «Мы окончили школу 17 лет назад. С тех пор не виделись. Оказалось, что кто-то в США, кто-то в Израиле, кто-то в Германии. У всех своя жизнь. Очень странные ощущения», -- говорит москвич Александр, построивший успешный бизнес и, в общем, не нуждающийся в старых связях. «Сам бы я их искать не стал, а тут такой удобный механизм -- считай, что сами нашлись».
Кстати, о механизме. Качество разработки «социального» сайта вовсе не является базовым фактором его успеха. Успешные социальные проекты мало зависят от уровня сделавших их программистов. Более того, многие проекты, хорошо выполненные с точки зрения IT-инженера, так и не нашли своей аудитории, и ныне скорее мертвы, чем живы. Люди же готовы пользоваться плохо сделанным сайтом, оказавшимся в нужное время в нужном месте. Классический пример -- те же «одноклассники.ру». Больше "тройки" этот сайт с неприглядным интерфейсом, долгим временем загрузки, лишенной логики структурой и постоянными ошибками, не заслуживает. Но пользователи находят на нем частички своей «социальной сети», попадаются в них и остаются, пренебрегая идеально запрограммированными сайтами, где нет ни одного детсадовского приятеля.
Главное для создания социальной сети не ее механизм, а плодотворная идея, предлагающая аудитории новые способы коммуникации. Может пригодиться уже готовое сообщество или опробованная на Западе модель. Ведь в Америке Интернет ровно такой же, как и в России, только развивается с опережением. Успей копировать в Рунете успешный американский проект, и американская мечта об успехе сбудется в наших широтах. Что, собственно, и происходит.
Этой осенью в Рунете свирепствует эпидемия ностальгии по собственному прошлому -- школьному и студенческому, главным образом. Создатели социальных сетей случайно нащупали вечный интерес человека к своей юности, к тому времени, когда каждый год приносил впечатлений больше, чем десять лет приносят зрелому отцу семейства. Web 2.0 просто подогрел этот интерес. Пройдет еще немного времени, и эпидемия пройдет. Все, кто должен был заразиться, благополучно переболеют и либо вернутся к прежним способам убивания рабочего времени, либо обратятся к чему-нибудь новенькому. Например, станут строить обособленные сообщества. Эта многообещающая тенденция, давно проявившаяся на Западе, в Рунете едва-едва намечается.
http://www.vremya.ru/2007/217/72/192857.html