В России не утихают споры по поводу усыновления детей-сирот. Все чаще появляются информационные поводы, которые сподвигают людей к дискуссиям о том, что усыновление - дело очень сложное, родители не готовы, дети - маргиналы и т. д.
Одним из камней преткновения здесь является усыновление иностранными гражданами. Совсем недавно произошел случай, слух о котором прогремел на весь мир: в Америке убили тринадцатого ребенка в семье, который был усыновлен из России. У нас в стране возникла волна протестов. Только не тех, кого усыновляют, кто пополняет детские дома, а тех, кто посчитал, что 13 детей - это много, жестоко, беспредельно, неконтролируемо.
Убийство детей всегда плохо - и на чужбине, и на Родине, а на Родине так еще и горше. По официальной статистике в России 2000 детей в год погибает от рук собственных родителей. Сотни гибнут на улицах. Это беспризорники. Вышедшие из детдомов дети-сироты также пополняют криминальные круги, тюрьмы, публичные дома или живут (живут ли?), прозябая.
Можно много говорить о профилактике социального риска, но при этом 1 млн. детей сидит на подоконниках в детских домах. В 2005 г. 7000 детей-сирот обрели российские семьи. В 2 раза больше уехало за рубеж. Но это нельзя назвать даже ничтожными цифрами. Это ничто. При этом усыновление до сих пор не является государственным приоритетом.
При усыновлении ребенка иностранными гражданами им предоставляется услуга специализированных агентств, которые работают не без мотивации и коррупции, но тем не менее, вопрос решают быстро и качественно. В России функции этих агентств осуществляют органы опеки и оператор банка данных. В Карелии данная работа налажена, и значит, большое количество детей обретает семьи. Не случайно Карелия выиграла всероссийский конкурс на лучшее устройство детей-сирот в семью. В детдомах республики стало на 50 % меньше детей.
А по России ситуация стабильно плохая.
Что же мешает ее улучшить? Слабая и некомпетентная работа органов опеки; плохая законодательная база, которая повышает ответственность чиновников при реализации конституционного права ребенка на семью; выжидательная позиция граждан, которые ждут, что им все принесут на блюдечке с голубой каемочкой; невнятная позиция СМИ по данной проблеме; отсутствие воли у государственных мужей в реформировании самой системы в том пункте, чтобы ребенок-отказник не поступал в детдом, а шел в семью.
С 2003 г. в Карелии реализуется проект «Ищу маму». Несколько регионов работают в том же ключе. Все вместе - общественность, СМИ, власть, - делают идеологию усыновления доступной и детям, и будущим родителям. Пусть ребенок поступит в российскую или иностранную семью и обретет внятное настоящее и перспективное будущее. Счастливое детство не имеет границ и национальностей.
Верится, что в России процесс от понимания к практическому участию в судьбах детей-сирот будет продолжаться. Усыновление - это способ разгрузки детских домов, экономии бюджета на их содержание и, самое главное, - улучшения демографической ситуации за счет детей-сирот, чтобы у них было будущее и у их будущих семей.
А. Гезалов, Председатель КРОМО «Равновесие»
и консультант Социального центра «Попечение»