КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Традиции благотворительности в Петрозаводске во второй половине XIX века

02.11.2007

Разделы:

Ссылки:

Историки знают множество ярких примеров пожертвований в православные церкви и монастыри дореволюционной России от состоятельных людей, отличавшихся истинными, а не показными добродетелями. Благотворение служило залогом оправдания перед судом Божиим: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут». Строить храм считалось лучшим средством к спасению души и отпущению своих многочисленных грехов.

В Петрозаводске сооружение деревянных или каменных церквей и часовен никогда не оставалось частным делом отдельного «доброхотного жертвователя»; в нем принимали участие и городские чиновники, и простые обыватели, вносившие даже самые скромные «копеечные» взносы или лично трудившиеся на стройке.

В 1855 г. в Петрозаводске были устроены сразу две новые домовые церкви - при богадельне Олонецкого приказа общественного призрения во имя свв. мчч. Сергия и Вакха, освященная 16 апреля, и при Петрозаводском Николаевском детском приюте (в нижнем этаже его деревянного корпуса) в честь Успения Божией Матери, освященная 1 сентября. Обе церкви - приютская и богаделенная - сооружались частным способом в одно время одним и тем же известным в Олонецкой губернии благотворителем, почетным потомственным гражданином Петрозаводска, 1-й гильдии купцом Марком Пименовым, который ранее выстроил сами здания городской богадельни и детского приюта, открытого в 1849 г.

В приюте для девочек домовая Успенская церковь появилась не сразу. Первоначально значительную часть жилого корпуса занимало помещение для театра, который по замыслу устроителей должен был приносить приюту стабильный доход. Однако за пять лет, прошедших после открытия театра, денежные поступления оказались столь незначительны, что Марк Пименов задумал переоборудовать часть деревянного дома под небольшую церковь для приютских девочек, справедливо полагая, что это принесет бОльшую пользу. В 1853 г. он обратился к олонецкому губернатору Валерию Николаевичу Муравьеву с просьбой ходатайствовать перед епархиальным начальством об открытии домовой приютской церкви. Уже в следующем году Святейший Синод дал свое благословение. Кроме Марка Пиминова, в строительстве церкви и ее украшении приняли участие санкт-петербургские купцы и многие петрозаводчане.

Чин освящения приютского храма совершил протоиерей Феодор Рождественский из Кафедрального собора в сослужении петрозаводского духовенства. Тогда же по прошению храмоздателя, единодушно поддержанного всеми жителями города, детский приют, прежде носивший название Пименовского, переименовали в Николаевский в память об императоре Николае I.

Приютская Успенская церковь не имела своего священника, поэтому богослужения по праздничным и воскресным дням в ней совершались приходящим священником. С 1870 по 1896 г. им был законоучитель мужской гимназии протоиерей Иоанн Лавров, который после открытия домовой гимназической церкви передал окормление приютских воспитанниц иерею Николаю Чукову (будущему Владыке Григорию, митрополиту Ленинградскому и Новгородскому).

Храмовый праздник приютской церкви приходился на 15 августа по старому стилю - день Успения Божией Матери. В проведении торжественных праздничных служб участвовали сами девочки-сироты, певшие в церковном хоре. Они также читали молитвы, подавали священнику кадила и выносили подсвечники.

В домовую церковь свв. мчч. Сергия и Вакха при городской богадельне приходили помолиться призреваемые здесь немощные старики и больные (в 1866 г. - 16 мужчин и 12 женщин). Церковь не имела своей земли и церковного дома, а ее клирики пользовались от земства квартирой и получали небольшое денежное пособие из богаделенной суммы.

Первого настоятеля этого домового храма звали Николай Иванович Ошевенский. Отец Николай получил образование в Олонецкой духовной семинарии, сразу после ее окончания занял место диакона при Петропавловском соборе в Петрозаводске. Дважды он входил в состав походного клира олонецких епископов, уезжавших в Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода: в 1842 г. в свите Преосвященного Венедикта (Григоровича) и в 1854 г. архиепископа Аркадия (Федорова). Рукоположенный во священника в 1856 г. отец Николай стал окормлять содержавшихся в богадельне петрозаводчан. За свое примерное поведение и ревностные труды на благо Православной Церкви он был награжден бархатной скуфьею и камилавкой. Спустя 20 лет своего пастырского служения по собственному прошению из-за болезни его уволили за штат.

Вторым священником богаделенной церкви стал Иаков Димитриевич Смирнов, пришедший в нее сразу после окончания курса наук в Олонецкой духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. В течение двух лет, 1879-1880 гг., отец Иаков произносил катехизические поучения своего сочинения о Божиих заповедях в Петрозаводском кафедральном соборе. В это же время его избрали законоучителем в Петрозаводскую учебную команду, состоявшую при местном батальоне, и в Александровское горнозаводское приходское училище. В благодарность за успешное обучение детей, усердное исполнение своих пастырских обязанностей отец Иаков также был награжден бархатной скуфьею. В 1883 г. он к тому же вошел в Правление Петрозаводского духовного училища.

После сильного пожара 1860 г., уничтожившего корпус городской больницы, часть ее больных была переведена в богадельню. Сама богадельня губернского земства переехала в большой двухэтажный дом, пожертвованный после произошедшего несчастья городской купчихой Нестеровой. Таким образом, домовая богаделенная церковь с тех пор оказалась в деревянном корпусе больницы и со временем стала больничной.

Престольный праздник богаделенного храма, имевшего один престол, отмечался 7 октября по старому стилю, когда по церковному календарю вспоминались имена двух мучеников, Сергия и Вакха, пострадавших в царствование римского императора Максимиана в конце III в. По традиции в этот день Божественную литургию совершал сам Владыка, по окончании которой он посещал каждого больного и давал свое архипастырское благословение.

На фото: Храмы возведенные силами КРОМО "Равновесие" и партнеров, на территории Петрозаводска и Карелии.

Специально для сайта «Сиротская душа»
историк Юлия Кожевникова














Храм Иоанна Богослова.












Наши старики



А свет в глазах..



Освящает окрест - Крест.



Еще немного, еще чуть чуть..



Храм Серафима Саровского.



Часовня Св.Иулии и Анны.