Трибуна ру:Меценатам открыли кислород
14.10.2007
Государство законодательно укрепило целевые фонды благотворительности и почти готово порадовать некоммерческий сектор серьезными налоговыми льготами
До недавнего времени все российские благотворители работали либо по принципу «сделал доброе дело - заплати налог», либо по «левым» схемам. Постановление правительства об эндаумент-фондах приводит в действие принятый ранее Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и освобождает благополучателей от налогов с доходов, полученных от соответствующего инвестирования.
До этого постановления НКО не могли создавать свои фонды. Теперь могут. Схема достаточно сложная, но эксперты сходятся во мнении, что она будет работать. Итак, жертвователи могут передавать в собственность некоммерческих организаций деньги, а те, в свою очередь, создавать эндаументы, то есть целевые фонды, доходы от которых идут только на благотворительную деятельность. Пополнить эндаумент может практически любой желающий, при этом целевой капитал не расходуется, а вкладывается в акции, облигации, депозиты и паевые инвестиционные фонды. Попросту говоря, крутится и служит источником прибыли, которая и направляется на нужды опекаемого учреждения. Такие фонды уже несколько веков существуют на Западе - например, эндаумент Гарварда превышает 24 млрд. долларов. Минимальный размер российского фонда - 3 млн. рублей, он формируется минимум на десятилетие.
Чиновники все же урезали эндаументы в правах, ограничив виды деятельности, которые они могут финансировать, строгим перечнем: издание газет и журналов, производство медикаментов, научные исследования и разработки, испытания и анализ в научных областях (в микробиологии, биохимии и т.д.), деятельность больничных и санаторно-курортных учреждений, библиотек, музеев, зоопарков, заповедников, спортивных объектов и некоторое другое. В итоге экологи, например, обижены на отсутствие в этом списке охраны окружающей среды. «Предложение включить этот вид деятельности мы вносили на всех стадиях рассмотрения документа, но убедить правительство не удалось», - говорит директор Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин. По его словам, экологи еще в 1990-х годах создали несколько подобных фондов для поддержки особо охраняемых территорий, просто с тех средств, которые туда вкладывались, платили налоги. Почему им отказали - непонятно.
В целом сейчас в России создано чуть более десяти эндаументов. Облагаться налогом их доходы перестанут начиная со следующего года. «Никто и не ждал, что в стране начнется массовое создание эндаументов. Надо прямо сказать, что это скорее удел наиболее благополучных и востребованных организаций, та-ких как крупные университеты. Постановление об эндаументе дает им возможность долгосрочно планировать свою работу, не ждать каждый год пожертвований, которые могут неожиданно прекратиться, а иметь устойчивый капитал», - сказал «Трибуне» председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Владимир Потанин. «Никаких налоговых льгот или особого режима ни сами жертвователи, ни организации-доноры, которые формируют целевой капитал, не получают. Эндаумент хорош для благополучателя, будь то учреждение образования или социальный приют», - говорит заместитель председателя Комиссии ОП Сергей Абакумов.
Именно поэтому столь важен законопроект, разработанный Мин-экономразвития совместно с Общественной палатой. Он заслуживает того, чтобы привести его длинное название: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части совершенствования налогообложения НКО, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля). Он-то как раз дает право на получение социального налогового вычета гражданам, которые жертвуют средства в благотворительные фонды. Если законопроект будет принят, каждый россиянин, который, например, захочет помочь рублем вузу, в котором он учился, сможет получить вычет из базы налога на доходы с физических лиц. То же самое, кстати, при перечислении пожертвования на формирование и пополнение эндаумента.
Что же касается налоговых льгот для юридических лиц, то вопрос остается открытым. «Налоговые вычеты - хороший импульс для развития благотворительности в России. Однако вовлечение в меценатство тех или иных людей - долгий процесс. Основными-то благотворителями в России являются компании. Поэтому странно уходить от обсуждения льгот и поощрения для них», - говорит исполнительный секретарь Форума доноров Наталья Каминарская. В Минэкономразви-тия опасаются, что бизнес воспользуется возможностью уводить прибыль от налогообложения, и свою позицию - не давать компаниям льготы - объясняют тем, что решили пойти по пути нерадикальных реформ.
Главная новелла законопроекта - нулевая ставка налога на прибыль для НКО. С одной стороны, это сенсационный шаг навстречу гражданскому обществу. С другой стороны, разработчики и тут не свернули с пути не революции, но эволюции, придумав множество ограничений для того, чтобы, как они говорят, предупредить злоупотребление льготами. Определен перечень платных услуг, доходы от которых выводятся из-под налогообложения. Например, в области образования это услуги детских садов и учреждений, воспитывающих сирот, а также кружков, студий и спортивных секций. Если НКО получает доход от каких-либо других платных услуг, льготы ей не предоставляются.
Настоящим подарком «третьему» сектору станет освобождение от НДС, если, разумеется, эта поправка не будет выхолощена при рассмотрении в парламенте. По словам директора департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ Саида Баткибекова, это означает, что НКО смогут подключаться к бюджетным деньгам на равных условиях с государственными структурами. Сегодня, например, если неправительственная организация выиграла конкурс на оказание социальной услуги (например, такой, как уход за инвалидами), она обязана уплатить НДС. А бюджетное учреждение, финансируемое по смете, - нет. В результате социальные услуги из года в год на конкурс не выносятся и доступ НКО к основному объему бюджетного финансирования по этим статьям остается закрытым.
Еще один хороший правовой сюрприз связан с конкурсом на получение президентских грантов. Дело в том, что сейчас существует узкий перечень проблем, решение которых при помощи грантов в России не облагается налогом. Он настолько узок, что за президентские гранты пришлось бы платить. Поэтому его решили расширить, поправки в соответствующую статью Налогового кодекса уже готовы. Если парламент их одобрит, то, по словам Сергея Абакумова, НКО больше не будут платить налоги за такие виды деятельности, как патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, профилактика проявлений ксенофобии, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных национальных и религиозных конфликтов, укрепление института семьи и профилактика детской безнадзорности и беспризорности, мониторинг состояния гражданского общества. Кроме того, значительно расширено понятие социальной поддержки малоимущих, а также профилактики и охраны здоровья населения. «Для некоммерческого сектора этот законопроект важнее, чем постановление об эндаумент-фондах», - уверен Сергей Абакумов. С ним солидарен его коллега по Палате - президент благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. Он полагает, что новый документ способен создать благоприятную среду для реализации общественной инициативы, без которой любая социальная политика обречена на провал.
«Законопроект учитывает довольно много положений, которые существуют в Евросоюзе. Но все-таки упущены некоторые направления, которые в Европе налогом на прибыль тоже не облагаются. В частности, это наука, ибо почти во всех странах Европы научные исследования считаются социальным приоритетом», - отмечает директор программ в России Международного центра некоммерческого права Дарья Милославская.
«Закон решает многие проблемы, но далеко не все, - считает исполнительный секретарь Форума доноров Наталья Каминарская. - Когда читаешь текст законопроекта, создается ощущение, что благотворительность - только помощь сирым и убогим, а другие содержательные вещи, вроде экологии и защиты прав человека, остаются за рамками внимания государства. Непонятно также, почему благотворительность рассматривается лишь как денежная помощь и, соответственно, льготы полагаются при перечислении средств. А ведь существует практика безвозмездного предоставления услуг и товаров, тут вопросы с налогами не до конца урегулированы».
Законопроект согласован с Минфином и, как планируется, в октябре будет внесен правительством в Госдуму.
http://www.tribuna.ru/articles/2007/10/12/article6477/
|