Учебный год в школьном классе следственного изолятора начался с приятного события - ребятам подарили книги, канцелярские принадлежности и цветные телевизоры
Шестнадцатилетний Анатолий в нынешнем учебном году снова сел за парту. Правда, ненадолго. Суд над ним уже закончился. Подросток за кражу получил срок - три года. Сейчас готовится к отбытию в колонию для несовершеннолетних. Как будет там с обучением, он пока не знает, но решил, что обязательно использует момент в петрозаводском следственном изоляторе и позанимается до этапа. То, что это необходимо, Толя понял еще в прошлом учебном году. Тогда его буквально уговаривали начать занятия в школьном классе, открытом специально для несовершеннолетних обитателей следственного изолятора. Согласился больше потому, что захотелось некоего разнообразия. Скучно ведь все время в камере сидеть.
А когда стал заниматься, понравилось. В жизни мальчика получилось так, что он и не учился, как положено ребенку. В его цыганской семье была своя специфика. И только в школьном классе СИЗО Анатолий научился читать по слогам, познакомился с известными литературными героями, важными датами в жизни страны.
Заниматься в классе будут несовершеннолетние ребята от 14 до 18 лет. Сейчас их в следственном изоляторе десять человек. Содержатся здесь от трех месяцев до одного года. В основном за кражи, грабежи, убийства. Большинство на воле обучались в школах и училищах. Многомесячное, бесцельное сидение на нарах, зачастую, навсегда отворачивает парней от необходимости совершенствовать свои знания. В следственном изоляторе они познают другие университеты и уже считают, что обычные школьные будни не для них. Вернувшись к вольной жизни, перестают совсем учиться.
- Для нас было главным, чтоб подростки, попав в СИЗО, не утратили связи с вольной жизнью, своими школьными коллективами, - сказал председатель попечительского совета УИН по Карелии Александр Гезалов. - Чтоб они могли поддерживать образовательный уровень, заниматься хотя бы по основным предметам, и у них была возможность провести какое-то время вне камеры.
Как рассказал начальник отделения воспитательной работы с осужденными УИН по Карелии Александр Дорофеев, для ребят приобрели специальные образовательные программы. Подростки смогут работать на компьютере, заниматься географией, мировой литературой, историей. Кстати, подобные классы в следственных изоляторах открыты лишь в нескольких городах России.
Нынче учебный год в школьном классе изолятора начался на несколько дней позднее, чем в обычных учебных заведениях. Но зато с приятного события. Министерство образования Карелии подарило ребятам книги, канцелярские принадлежности, а республиканский благотворительный фонд «Детям Карелии» - пять цветных телевизоров со специальными подставками в камеры для несовершеннолетних.
- Мы бы хотели, чтоб дети чувствовали добро, - сказал отец Леонид, который постоянно работает с подследственными и осужденными. - Стараемся порадовать ребят, принести им лакомства. И они тянутся к вере. Несколько человек уже совершили таинство крещения. На территории следственного изолятора возводим небольшую часовню, куда сможет зайти каждый обитатель изолятора. И, возможно, в его душе что-то шевельнется хорошее и доброе.
На первом уроке русского языка присутствовали только Анатолий и пятнадцатилетний Артур. Они сейчас содержатся вдвоем. Собирать вместе ребят из разных камер, по правилам, нельзя. Подростки могут проходить по одному делу и контактировать им запрещено. Так что учиться подследственные будут по отдельности. А чтобы уроков у них было больше, в СИЗО ремонтируют еще одно помещение, которое приспособят под школьный класс.
Светлана ЦЫГАНКОВА,
соб. корр. «Труда».