Уважаемые коллеги! Друзья!
Помогите нам помочь детям!
Описание ситуации сложившейся вокруг Муниципального образовательного учреждения (МОУ) "Школа-интернат 8-го вида" г. Норильска вы найдёте ниже. (Прим. "8-го вида", согласно существующей классификации означает "для детей, имеющих умственную отсталость". В интернате 321 ребенок. Около 50-ти человек из них полные сироты, часть детей находится в интернате на пятидневке, остальные только обучаются)
Дело не в том, что у этих детей кто-то, образно говоря, украл (или не додал) "конфету". Хотя, если в муниципальном учреждении богатейшего города сиротам девочкам-подросткам выдают по двое трусов на год, уже о многом говорит.
Дело в том, что воспитанники этого интерната - дети группы особого риска.
В основном это сироты или социальные сироты - это значит полное или почти полное отсутствие тыла и степень риска No1. Это умственно-отсталые или педагогически запущенные дети. Значит, всегда есть возможность сказать (и этой возможностью пользуются): "Кого вы слушаете - это же дебилы". Дополнительная степень риска.
Дело в том, что выпускники этого интерната, не научены элементарным житейским навыкам. Они не знают как платить за квартиру и как оформить субсидию, они не знают как искать работу, они не знают как защитить себя.... Они не знают где брать деньги.
Дело в том, что в этом отгороженном от мира заведении почти режимного типа детей "передерживают" до определённого возраста и отправляют в самостоятельную жизнь, абсолютно к ней не подготовив.
Дело в том, что после вручения документа об образовании судьба этих детей (даже сирот) никого не интересует.
Дело в том, что порядки и методы воспитания в этом учреждении программируют детей на насилие в решении проблем. А поскольку альтернативными насилию навыками они не обременены, то многие из них обречены на то, чтобы рано или поздно оказаться в тюрьме.
Дело, наконец, в том, что без общественного контроля порядки в этом учреждении не изменятся, а права и законные интересы детей будут реализовываться только в красивых словах с экранов телевизоров и газетных страниц по случаю праздничных дат.
Мы просим у властей только одного: создания комиссии с участием общественности и всех заинтересованных лиц для того, чтобы обсудить весь комплекс проблем учреждения и его воспитанников и наметить пути их решения.
Но наши власти молчат. Они не привыкли к открытому обсуждению вопросов и не имеют опыта взаимодействия с общественными организациями в решении социально-значимых проблем, поэтому без вашей помощи нам их не убедить.
Если вы согласны с нами, то просим поддержать нас и направить письма на имя Председателя Городского совета г. Норильска Шмакова Сергея Александровича с копией на имя Главы города Мельникова Валерия Владимировича по электронной почте (E-mail: ngs.kans(at)norcom.ru с копией на kans.admin(at)norcom.ru ) или факсу: (3919) 46-25-78.
Примерный текст письма вы найдёте в приложении ниже. Если вы захотите высказать своё видение ситуации и решения подобных проблем, мы опубликуем его на одном из интернет-ресурсов, адрес которого сообщим позже. Список лиц и организаций, высказавшихся в нашу поддержку, мы намерены опубликовать там же. Поэтому очень просим не забывать отправлять копии ваших сообщений на E-mail: n_ka51(at)mail.ru или social.proekt(at)norcom.ru
Информация об акции опубликована на портале
"Женщина и общество".
Просим вас принять участие в обсуждении на http://pedsovet.intergu.ru/RazdelList.aspx?f=xmlTopcList.
Ирина Николаевна Семёнова - Председатель ТОП "Люди дела" и
Нина Михайловна Буряченко - Директор ОО "Норильский социальный проект"
ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ
В марте 2004 г. в Территориальную организацию профсоюза «Люди дела» за защитой своих трудовых прав обратилась (вступила) учитель Муниципального образовательного учреждения (МОУ) «Школа-интернат 8-го вида».
Учительница, отработавшая в этом интернате 10 лет, попала в опалу из-за того, что вынесла «сор из избы». Соблюдая субординацию, она обратилась в Управление образования Администрации города Норильска, в прокуратуру и к Главе города с заявлениями о том, что в школе-интернате грубо нарушаются права детей; что школа-интернат по ее мнению не служит целям обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество воспитанников, и просила провести соответствующие проверки. Проверки были проведены, но в ходе этих проверок серьезных нарушений «выявлено не было».
От неугодного учителя пытались избавиться. Защитить работника в такой ситуации можно было лишь собрав доказательства того, что указанные ею факты - не вымысел. Началась кропотливая работа в этом направлении. Когда на её урок приходил ребенок с синяками, она писала служебную записку на имя директора МОУ. Все случаи отсутствия детей на её уроках и известные ей случаи отсутствия детей вообще в интернате также доводились до сведения администрации МОУ служебными записками. Далее на имя директора МОУ следовало письмо от ТОП «Люди дела» такого содержания: «проведено ли служебное расследование по поводу наличия следов побоев, предприняты ли Администрацией МОУ меры для розыска отсутствующего воспитанника». Таких и других фактов было множество. Переписка умещается в нескольких папках. Вот только ответы и из МОУ, и из Управления образования, и из УВД, похожи друг на друга. Примерное их содержание таково: «мы считаем, что не дело профсоюза задавать такие вопросы, поэтому не намерены давать вам ответы по существу...».
На определенном этапе к этой работе подключилась еще одна норильская общественная организация - «Норильский социальный проект».
Таким образом, за год мы стали посвящены во внутреннюю жизнь интерната. И она нас ужаснула.
Мы собирали документы, способные подтвердить происходящее в интернате, но не торопились придавать их огласке, т. к. понимали с каким сопротивлением столкнёмся и боялись вместо «добра» навредить. Оснований для опасений у нас было более чем достаточно. Так, например, учитель физкультуры, уличённый в избиении девочки, был уволен из интерната по собственному желанию и.... остался в нём работать как тренер от другой организации. Избитая девочка сама написала заявление по этому факту начальнику Управления образования, которая в нарушение существующего законодательства скрыла его от прокуратуры. Но он не понёс бы даже и этого «наказания», если бы этот факт не стал известен нам.
Но так получилось, что некоторые факты из жизни интерната кто-то предал огласке через интернет-гостевую газеты «Норильчанин», где очень активно обсуждаются все городские проблемы. На сообщение откликнулся начальник УВД города, и случилось, то чего мы боялись. Спешно была создана некая комиссия с непонятными полномочиями, которая без предварительного обсуждения, без какого-либо плана начала проверку, которая свелась к опросу-допросу детей. Их в присутствии администрации интерната спрашивали: «Хороший у вас директор? Нравится вам в интернате? И т.п.». То есть, на детей оказывалось психологическое давление.
04.03.05 мы, лидеры 2-х общественных организаций, обратились с заявлением к Председателю Городского совета с выражением своего беспокойства по поводу недопустимых методов проверки и предложением создать общественную комиссию из представителей общественных организаций и депутатов ГС для обсуждения проблем интерната. Но ответа на заявление (ни устного, ни письменного) несмотря на чрезвычайный характер ситуации, нет до сих пор.
Между тем, тема интерната получила широкий резонанс в городе.
Целую неделю происходящее в этом учебном заведении активно обсуждалось на гостевой газеты «Норильчанин». (http://www.norilchanin.ru/gb/index.php).
ТРК «Северный город» подготовила и выдала в эфир несколько сюжетов, на которые власти города никак не отреагировали. Но через «гостевую» «Норильчанина» и коллективные письма от работников интерната на ТРК тут же посыпались упрёки в необъективности. Журналистов обвиняли в том, что они подали информацию однобоко; что мнение отдельных общественных деятелей, отдельных родителей и опекунов, отдельных детей вовсе не означает, что в интернате всё плохо. Наоборот, в целом там всё очень хорошо, а имеются только отдельные недостатки. Педагоги жаловались, что из-за проверок инспирированных общественными деятелями в целях самопиара они не могут работать, и что дети возмущены тем, что об их интернате говорили две его воспитанницы в первом из телесюжетов. При этом никто даже не пытался отрицать фактов избиения детей: их просто игнорировали. Не последовало никаких объяснений и по поводу рассказа одной родительницы о том, что в течение полугода к её сыну, находящемуся на надомном обучении, преподаватель вместо 3-х раз в неделю приходил 1-2 раза в месяц и занимался с ним вместо положенных 3-х часов 0,5 - 1 час.
Между тем, говоря о возмущении детей плохими отзывами об интернате, педагоги не шутили. На следующий день к героиням телесюжета, показанного в 23 часа (после «отбоя»), домой пришли старшие воспитанники с угрозами «закопать в подвале». При этом на вопрос их матери: «За что?», - они ответить не смогли!!!! Если учесть, что сами педагоги писали о своих воспитанниках на «гостевой» «Норильчанина»: «Поймите вы все - это особые дети, нельзя их использовать во взрослых играх. Среди них есть такие, которые повторят за взрослым что угодно - хорошее или плохое для них без разницы.... И так уже раскололи их на два лагеря, а у них весеннее обострение, ситуации могут возникнуть очень сложные», - то выводы напрашиваются нехорошие. В результате мама девочек была вынуждена обратиться в УВД г. Норильска с официальным заявлением.
Прошло более 10-ти дней после нашего обращения в ГС. Тема в городе широко обсуждается. Администрация МОУ и Управление образования по всем доступным им каналам оправдываются. Учительнице, «вынесшей сор из избы» 11.03.2005 вручили приказ об увольнении по п.8 ст.81 ТК РФ «за совершение аморального поступка», который, по мнению директора МОУ, состоит в том, что она по совету специалиста Отдела защиты детства Управления образования, но не уведомив директора МОУ, увезла ребёнка, который сбежал из интерната и пришёл к ней домой, в социальный приют.
А власти молчат. И проблемы интерната во всём их комплексе ни обсуждать, ни решать по всему они не намерены.