В XVIII - начале XIX столетия в Петрозаводске в конце ул. Закаменской (современная ул. Герцена) располагалась «Сенаторка», место наказания провинившихся рабочих Александровского завода. В 1862 г. здесь было построено большое кирпичное здание, окруженное высокими стенами - Петрозаводский тюремный замок. Это здание сохранилось до наших дней, сейчас в нем располагается следственный изолятор No1.
На втором этаже тюремного замка в 1863 г. «на казенный счет» была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Выбор посвящения престола храма для заключенных, разумеется, не случайный. Православная Церковь, следуя заветам Христа, с любовью стремится принять в свое лоно раскаявшихся правонарушителей и злоумышленников. Сила христианской любви может помочь оступившимся исправить свои ошибки, порой даже самые страшные и непростительные. Принося в храме слезы покаяния, преступники всегда надеялись получить помощь и радость от Той, которая всех скорбящих Радость.
Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688 г.: благодаря молебну возле образа Божией Матери в московском храме Преображения на Большой Ордынке излечилась от тяжелой болезни родная сестра патриарха Иоакима. В память об этом и было установлено празднование иконы, которое пришлось на 24 октября по старому стилю. В центре иконы «Всех скорбящих Радость» изображена Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках, которую внизу окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, вверху - утешающие людей ангелы и святые; на изображенных на иконе лентах помещены тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Божией Матери («Помощница обидимых», «алчущих Кормилица», «больных Исцеление» и т. п.). Особое почитание Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда царевной Натальей Алексеевной в 1711 г. был перенесен список с московского образа. Эта икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная; с нее делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых прославилась в 1888 г. в бедной часовне на Стеклянном заводе (во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний, после этого от иконы стали происходить исцеления и другие чудеса). В XVIII-XIX вв. иконы Божией Матери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Имелась такая икона и в Петрозаводске.
Причт тюремного храма Петрозаводска был невелик и включал одного священника, получавшего скромное содержание из сумм губернского тюремного комитета (например, в 1890 г. - 180 р.). Нам известны имена некоторых иереев, служивших в этой церкви. Первым из них стал отец Василий Альбицкий, родом из Владимирской губернии; в конце XIX в. пастырем заключенных был отец Тимофей Ильинский; перед самым закрытием тюремного храма в 1918 г. его настоятелем являлся отец Павел Герасимов.
В представлении каждого из нас тюремный замок - печальное и мрачное заведение. Между тем, храмовый праздник в петрозаводской тюрьме отмечался радостно и светло. Накануне вечером тюремная площадь и двор ярко освещались, парадный вход богато украшался зеленью и душистыми цветами. 24 октября по старому стилю, в день явления чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», непременно служилась Божественная литургия. Так, в 1882 г. ее совершал ректор Олонецкой духовной семинарии протоиерей Петр Щеглов в сослужении двух священников. В тот день в храме присутствовали около 50 заключенных, а также начальник губернии тайный советник Г.Г. Григорьев и директора губернского тюремного комитета. В обращении, произнесенном ректором семинарии, звучали евангельские слова о благотворном действии слова Божия на души узников. Кстати, в богослужениях при желании могли принимать участие и горожане. Петрозаводский тюремный комитет сообщал в губернских ведомостях, что «вход в церковь тюремного замка допускается с билетами на зеленой бумаге, выданными за подписью губернатора».
По окончании духовного торжества олонецкий губернатор со всеми присутствовавшими по традиции обходил камеры заключенных, а затем в тюремной кухне пробовал приготовленную арестантам пищу. По случаю праздника каждому заключенному доставался рыбный пирог; на красиво накрытых столах лежали принесенные в дар городскими обывателями булки, крендели, чай, сахар и прочие сладости.
Если верить отзывам современников, в 1889-1899 гг. петрозаводскую тюрьму возглавлял удивительный человек Федор Яковлевич Иванов, оставивший после себя теплые воспоминания не только своих коллег, но и подопечных. На протяжении 10 лет, помимо своих прямых обязанностей, он с любовью заботился о благоустройстве и украшении домовой тюремной церкви, проводил в ней еженедельные душеполезные чтения с заключенными. На свои личные средства Федор Яковлевич купил шесть икон, серебряные ризы для них, хоругви, запрестольный крест. Его трудами в тюремном замке появилась небольшая библиотека (свыше 1500 экз. книг) и был приобретен волшебный фонарь с 500 картинами.
Храмовый праздник в 1899 г. совпал с переводом Федора Яковлевича на новое место пудожского исправника. Трогательная прощальная речь бывшего начальника тюрьмы, как писалось в газетной заметке об этом событии, вызвала искренние слезы у всех присутствовавших: и надзирателей, и арестантов, и гостей - «явление выдающееся». Сразу после торжественного богослужения возглавлявший его Преосвященный Назарий (Кириллов) обошел все камеры, вместе с благословением каждый узник из его рук получил крестик и книгу. В день прощания, 31 октября в тюремный храм помолиться последний раз вместе с Федором Яковлевичем пришли не только сослуживцы, но и все заключенные.
Добрые традиции продолжали сохраняться и при следующем тюремном начальнике А. Беляеве. Во время Великого поста устраивались чтения из Священной истории с использованием «туманных картин». Например, на предпоследней неделе перед Пасхой арестантам читалось «Житие Марии Египетской» и разъяснялся смысл праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а на Страстной седмице обитатели тюрьмы слушали о земной жизни Божией Матери.
Юлия Кожевникова