Цвета «Равновесия»
19.01.2009
Карельская региональная общественно-молодежная организация «Равновесие» большое внимание в своей деятельности уделяет работе с цветом. Председатель организации Александр Самедович Гезалов принимал активное участие в разработке корпоративной символики и лично принимал решения, связанные с использованием определенных цветов в различных аспектах деятельности организации. Он и рассказал нам об особенностях использования возможностей цвета.
Прежде чем переходить непосредственно к анализу цветовых решений, используемых в деятельности организации, необходимо вкратце рассказать о ней самой.
Карельская региональная общественно-молодежная организация «Равновесие» создана 10 января 2000 года. Цель создания организации - оказание адаптационной помощи детям-сиротам, воспитанникам и выпускникам сиротских учреждений, осужденным, бездомным, отказным и онкобольным детям и другим категориям нуждающихся. КРОМО «Равновесие» сотрудничает с детскими домами, школами-интернатами, СИЗО, «Домом ребенка», «Перинатальным центром», исправительными учреждениями, Петрозаводской и Карельской епархией и т.д. За время деятельности КРОМО «Равновесие» проведено более 5000 различных мероприятий. Силами организации возведено четыре православных храма: храм Иоанна Богослова, Серафима Саровского, часовня Святой Иулии и Анны, часовня иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Организация награждена правительственными и Патриаршими наградами.
КРОМО «Равновесие» работает в различных направлениях: культурно-спортивном, гуманитарном, информационном. Организация оказывает различную помощь выпускникам сиротских учреждений, а именно: содействие в трудоустройстве, решение жилищных трудностей, оказание гуманитарной помощи, пользование возможностями офиса организации.
Очень важным в своей работе А.С.Гезалов видит использование цвета как метод передачи информации о социальных группах, которыми занимается общественная организация «Равновесие». Это выражено не только в уставе организации, но и в логотипе, и в оформлении сайта.
Миссия организации состоит в оказании помощи всем нуждающимся. Для отражения миссии были выбраны три цвета - это коричневый, синий и зеленый. Далее использование этих цветов будет рассмотрено более подробно.
Начнем с анализа логотипа «Равновесия». Он выполнен в виде значка, на котором изображена многосмысловая конструкция, а именно: яйцо, внутри которого находится силуэт человека, наполненного белым цветом, тем самым показывающий борьбу внешнего, общественного мира с духовным содержанием конкретного человека. Руки человека расставлены широко, как будто он пытается раздвинуть находящееся вокруг него темно-синее пространство, что символизирует вечное противостояние добра и зла. Автор логотипа как будто желает сообщить, что противостояние между цветом и светом, содержанием и наполнением происходим постоянно, поэтому мы видим напряжение фигурки, которая вынуждена расставив руки удерживать равновесие в мире. Помимо человека, в логотипе вы видим белого голубя, находящегося в белом ареоле головы фигурки как символа снисхождения и победы белого «доброго» света над более темными цветами.
Логотип исполнен в трех цветах: синем, белом и желтом. Идея логотипа и выбор цветов принадлежат председателю КРОМО «Равновесие» А.С. Гезалову. Он объяснил этот выбор идейными соображениями и основным содержанием миссии организации: помощь нуждающимся. Первоначально логотип организации был черно-белым. Это символизировало более граничащее противостояние добра и зла, что отражало сущность и суть работы «Равновесия». Но со временем достижение организацией определенных положительных результатов, а именно улучшение качества жизни охватываемых деятельностью организации социальных групп привело к появлению нового образа логотипа. Изменение противостояния черного с белым изменилось на менее жесткое противостояние синего с белым. Адаптация цветовой гаммы привело к новому восприятию качества и уровня работы «Равновесия». Почему автор логотипа выбрал в новое содержание взаимососедство таких цветов? Потому что, по его мнению, белый цвет является чем-то постоянным, не меняющимся оптимистичным, ровным, спокойным, содержательным и глубоким. Противопоставляющийся ему синий цвет по замыслу разработчиков говорит о сдержанности, законченности, лаконичности, прохладности, что в полной мере отражается отношение общества, государства, чиновников к социально незащищенным слоям общества. Автор идеи очень надеется, что смягчение взаимососедствующих цветовых гамм наиболее точно отразит состояние взаимодействия между социальными группами. Можно констатировать, что достигнутые результаты в деятельности организации отражают эффект ожидания от логотипа, его восприятия, принятия и ассоциирования с деятельностью организации, ее миссией и результативностью.
Темно-синее яйцо с находящейся внутри белой фигуркой окаймлено более светлым голубым цветом, по замыслу автора являющимся цветом неба как чего-то постоянного, содержательного, сдержанного, и именно на этом цвете белыми буквами не по прямой, а по окантовке написано слово «Равновесие», тем самым отражающее не просто некую линию, а равновесие между голубым и белым цветом. В замысле разработчика равновесие между цветом является определяющим. Также общее содержание логотипа, его фактически двухцветное исполнение сигнализирует нам еще об одной идее автора - белом мече на фоне синего щита, в который превращается изображение, если его рассматривать с отдаленного расстояния. Это является символом борьбы, противостоянием между нападением и защитой. Автор выбирает вариант активной защиты, так как меч перевернут и воткнут в землю, но в случае необходимости он будет использован по назначению - для отстаивания интересов белого цвета перед цветом синим как силами тьмы.
Логотип, выполненный в сочном сочетании цветов, как бы покоится на специально выбранном желтом фоне для подчеркивания его контуров, создания воздушности, ограниченности, подчеркивания силуэтом и точного отображения несущей информации. Выбор бледно-желтого цвета не случаен - это цвет, отражающей неконкретность, мягкость, прозрачность размытость блеклость плоскостность, чтобы логотип на фоне этого цвета был более ярким, сочным, конкретным, контекстным, что, по сути, достигнуто. Некая «подвешенность» синего изображения в контуре бледно-желтого цвета демонстрирует отсутствие устойчивости и жесткости конструкции, то есть постоянном балансировании и попытке достичь равновесия. Помимо того, что используется желтый цвет как подложка под логотипом, размещение цветовой конструкции на белом фоне информирует нас о плавном переходе от объемного белого к желтому, от желтого к бледно-голубому до темно-синего. Зрительная адаптация цветов концентрирует внимание на отражении содержания основной идеи автора.
Данный логотип используется членами организации на визитках, буклетах, пресс-релизах, баннерах, сайтах. Баннер, изготовленный в бело-синих тонах, является переносным инструментом, информирующим гостей и посетителей различных публичных мероприятий о присутствии организации и активном ее участии.
Баннер изготовлен на прорезиненной основе, имеет отверстие для помещения его в цветовом пространстве на сцене, во время проведения пресс-конференций, публичных акций, благотворительных концертов для детей-сирот и осужденных, литературных вечеров и других мероприятий, тем самым постоянно цветом сигнализируя о том, какими проблемами занимается организация.
Помимо основных ведущих цветовых гамм (кулис, драпировки, задника) логотип на баннере «Равновесия» отчетливо выделяется на фоне логотипов других компаний, так как не несет в себе коммерческой информации, а говорит о милосердии, любви и сострадании. В контексте других логотипов, по словам активных членов организации, он несет необходимую для зрителя информацию, а именно - заботу, чистоту, порядочность, прозрачность, надежность, уверенность, точность, сильное впечатление, любовь.
Учитывая неизбежность соприкосновения организации с другими структурами, было принято решение разработать, помимо основного, бело-синего, еще несколько логотипов в более теплых, смягченных тонах. Так появились логотипы коричневого и зеленого цветов.
Помимо размещения на сайте, визитках и т.д., логотип используется при работе по усыновлению детей-сирот. За время работы проекта «Ищу маму» около полутора тысяч детей-сирот оказались в семьях. Так как проект осуществлялся совместно с Министерством образования, то присутствие организации «Равновесия» выражалось в размещении логотипа на информационных баннерах, посвященных усыновлению, опеке и патронату. В связи с тем, что существуют три варианта баннера - синий, коричневый и зеленый - активисты «Равновесия» провели опрос среди партнеров организации. Основным логотипом в деятельности был выбран логотип синего цвета. Данный логотип был рекомендован для официального позиционирования организации в государственных и общественных институтах, а также СМИ. Также форум «Равновесия» «Лепта» выполнен в синих тонах как и доминантный, официальный цвет логотипа организации, в отличие от сайта «Равновесия», о котором необходимо сказать подробнее.
Коричневый цвет был избран цветом Интернет-ресурса организации «Сиротская душа». Коричневый цвет ассоциируется с цветом дома, тепла, уюта, доброты, постоянства, надежности. В дополнении к коричневому логотипу сам дизайн сайта выполнен в светло-коричневых тонах для создания ассоциативного восприятия логотипа как основного проводника миссии организации. После смены основного логотипа организации в 2003 году разработчики Интернет-ресурса также изменили цвет сайта с черного на коричневый, тем самым повысив уровень цитируемости сайта, его надежности и уважения к нему.
Электронный баннер организации также выполнен в коричневых тонах, что сразу вызывает доверие администраторов других Интернет-ресурсов, которые с удовольствием размещают его на своих сайтах, так как коричневый цвет баннера в полной мере отражает работу тех организаций, где размешается свой баннер - чаще всего благотворительных, где необходимо уважение, доверие, почтение, тепло, постоянство и вера в будущее.
Отдельного внимания заслуживает «шапка» сайта «Сиротская душа»:
По словам разработчиков сайта, содержание и цвет шапки навеян именно коричневым логотипом. Она несет в себе многозначительный смысловой сюжет, а именно: разделенные напополам два мира, где есть место казенному детству, непростым судьбам детей-сирот - все это выражено в рваном цветовом оформлении левой части. Но при этом символ белого летящего голубя, стремящегося перелететь с одной стороны на другую, более светлую, насыщенную голубым цветом - цветом устремления - дает шанс и надежду на лучшее. Рваная косая линия, разделяющая левую и правую часть, символизирует изменения, которые может совершить человек, приняв те или иные цвета жизни. В правой части мы видим золотистую спелую рожь. Золотой цвет рассматривается как цвет содержания, состоятельности, реализации, наполнения, оптимизма, солнечности. Голубой цвет, переходящий к более светлому, символизирует изменение в жизни, просветление, улучшение, будущность, оптимизм. И символом надежды мы видим радугу, которая вбирает в себя все цвета. Горизонт сливается, создавая ощущение стремления вперед. Изображение Иоанна Богослова, также выполненное в золотисто-коричневых тонах, нарочито увеличено, даже можно сказать неестественно, потому что, по словам А.С.Гезалова, духовность и спасение не имеют цвета, но они заложены в слове Евангелия от Иоанна Богослова. Дом с левой стороны, выполненный в светло-коричневых тонах, ни что иное как детский дом в здании старинного монашеского общежития города Суздаля, что также очень символично.
Шапка задает общий тон цветовому содержанию сайта. С левой стороны мы видим коричневое меню как продолжение левой стороны, а с правой - голубое меню как продолжение правой стороны шапки. Также мы сохраняем и содержание. В левой стороне - основная социальная деятельность, отраженная коричневым цветом, то есть теплотой, заботой и вниманием. Здесь помещены ссылки на такие разделы сайта, как «Просьбы о помощи», «О детях сиротах», «О заключенных», «О бездомных» и др. В правой стороне - уже реализованные проекты, конкретные положительные результаты, которых добилось «Равновесие». Они отраженны голубым, небесным цветом, который символизирует перспективу и содержание. Здесь находятся ссылки на такие разделы как электронная версия автобиографического эссе Александра Гезалова «Соленое детство», проект «Ищу маму», «Истории усыновления», «Наши храмы» и др. Таким образом, сайт символически говорит о том, что постоянная теплая забота в сегодняшнем дне приведет к светлому будущему завтрашнего дня.
Коричневое меню находится на оранжевом фоне. Ниже на нем же располагается интернетовский вариант логотипа КРОМО «Равновесие».
Одна из задумок авторов сайта - помещение с правой стороны страницы, насыщенной голубым цветом, фрагмента дизайна левой стороны, выраженного в оранжевом значке Яндекс-кошелька. Таким образом просматривается мысль, что забота все равно должна подкрепляться материальными средствами, что опять же выражено в солнечном оранжевом цвете - как будто мы видим символ солнца на фоне голубого неба. Значок Яндекс-кошелька разделяет тяжеловесное меню с голубыми баннерами других Интернет-ресурсов. Дизайнерская находка очевидно к месту.
Единственная пересекающая рваную линию надпись «Сиротская душа» выполнена в белом и черном варианте, что опять же символизирует противостояние добра и зла. Фраза «чужая душа - потемки», таким образом, актуализируется.
Таков на сегодняшний момент дизайн Интернет-ресурса. Переход от одного цветового оформления к другому способствовал продвижению сайта с 300 место в рейтинге сервера статистики Mail.ru на 13-е место. Посетители сайта очень благожелательно отнеслись к смене цвета, снижению уровня депрессивной подачи материала, но в то же время сохранения содержания, основных направлений работы и курса организации на улучшение качества жизни социально незащищенных слоев общества. Администраторы других Интернет-ресурсов стали более активно размещать баннер «Равновесия» на своих сайтах. Кроме того, после смены цветового оформления сайт КРОМО «Равновесие» каждый год становится лауреатом различных российских и международных конкурсов Интернет-проектов (последний из них: 1 февраля 2007 года организация стала лауреатом конкурса "Мрежа-2006" в номинации «Церковно-общественная жизнь»). А при оценке номинантов жюри большое внимание уделяло дизайну сайта, в том числе цветовому оформлению страницы.
Что интересно, разработчики Интернет-ресурса цветовым оформлением избрали два основных цвета храма апостола Иоанна Богослова: голубой и светло-коричневый. Этот храм был построен КРОМО «Равновесие» в 2004 году, и в дальнейшем его цвета использовались при разработке дизайна сайта, отразив тем самым духовную взаимосвязь между различными гранями деятельности организации.
Об использовании логотипов синего и коричневого цветов уже было подробно рассказано выше. Логотип зеленого цвета КРОМО «Равновесие» использует при работе с различными образовательными и культурными учреждениях. Зеленый логотип размещается при проведении различных конференций и подобных образовательных и культурных мероприятий. Он символизирует собой накопление опыта, знаний, информации, насыщенности, разнообразия. Между тем цвет морской волны - это цвет спокойствия уравновешенности, будущности, безграничности и мягкости, цвет достижений. Офис организации также оформлен в зеленоватых тонах. По словам разработчиков дизайна помещения, это цвет накопления, созидания и отдачи.
Александр Гезалов рассказал также о других возможностях использования логотипов разных цветов: они варьируются при работе с различными социальными группами. Например, в работе с бездомными используется коричневый логотип, который символизирует домашний очаг, тепло, уют, заботу, что так важно для бездомных. В работе с отказными и онкобольными детьми используется логотип зеленоватого оттенка - цвет, близкий к изумрудному, морской волне, насыщенный содержанием надежды, устремленности, веры, мужества, твердости и красоты. В работе с осужденными используется синий логотип, тем самым декларируя твердость, убежденность, милосердие, будущность и строгость.
Также разные цвета логотипов используются при различных обращениях за помощью к меценатам. При обращении за продуктовой помощью размещается коричневый логотип как символ достатка, законченности. Если организация обращается за денежной помощью, используется зеленый логотип, означающий серьезность намерений, твердость, убежденность, результативность и ассоциирующийся с цветом государственных денежных знаков США. В различных обращениях, требованиях, просьбах и предложениях используется синий логотип, тем самым сигнализируя о том, что «Равновесие» готово добиваться своего результата, предлагая капитулировать и выполнить предложенные условия на благо детей-сирот и нуждающихся. Также использование фирменного бланка показывает высокий уровень самоорганизации, технологической выдержанности, устойчивости и неизменности курса.
Различные культурно-спортивные и массовые мероприятия организация также соотносит с определенным цветом. Спортивные мероприятия ассоциируются с синим цветом как символом мужества, настойчивости, упорства, целеустремленности. Кроме того, синий цвет неизбежно ассоциируется с Олимпийскими играми. Зеленый цвет используется при проведении культурный программ: концертом, музейных походов и др. Этот цвет символизирует знания, развитие, устойчивость, сбалансированность. При проведении камерных, домашних мероприятий используется теплый коричневый чайный цвет - цвет уюта, тепла, семейного очага. Синий цвет также используется при проведении публичных акций как цвет силы, уверенности, миротворчества (здесь на ум приходят «голубые береты» - элитные миротворческие войска).
Таким образом, можно отметить, что все сферы деятельности КРОМО «Равновесие» тесно связаны с использованием цвета, возможности которого виртуозно применяются в работе организации и дают несомненный положительный результат - наиболее ярко это отражает изменение рейтинга сайта и отношения к нему со стороны общественности после смены его дизайна с черно-белого на многоцветный. Как уже было сказано выше, эффективность восприятия человеком черно-белого, двухцветного и многоцветного изображения существенно различаются. В нашем случае этот факт получил подтверждение.
Наиболее интересным здесь является то, что, как рассказал А.С.Гезалов при создании символики организации многие решения, связанные с цветовым оформлением, зачастую принимались интуитивно, без использования каких-либо методик, связанных с цветовым оформлением. Однако, как показал подробный анализ, эти решения в результате оказались безошибочными и впоследствии принесли свои плоды организации и тем, кому она помогает.
© КРОМО «Равновесие»
|