Жестокости нет места нигде
21.02.2005
Передо мной, как перед бывшим воспитанником детского дома, встает один и тот же вопрос:
а как нынче живут государственные учреждения?
Каков их нынешний уклад, как изменились они за последние 50-30 лет, что изменилось,
а что осталось неизменным.
Посещая их, вглядываюсь в лица детей, глаза, которые не солгут.
Ищу этот ответ.
Материально-техническая база всегда была и является самым больным вопросом - нет того, этого,
самого элементарного.
В разных детских домах с одеждой и всем другим по-разному - в сельских хуже, в городских лучше.
Но что так объединяет все сиротские учреждения вне зависимости от материального обеспечения - общение.
Внутренний мир детского дома выстроен на общении - краеугольном камне всего происходящего
внутри этого пространства, называемом емко - детский дом.
Однако, в этом пространстве есть не только дети, но приходят туда взрослые дяди и тети,
многие из которых искренне любят этих детей, но все ли относятся к детям так, как относится к своим детям мама?
Как трудно им после дома узнать, что есть другой мир без мамы и папы, и как много чего встречают маленькие
человечки на пути в детский дом. Как трудно им.
Многие из этих детей уже не увидят при жизни мамы, как не увидел ее я.
Не только в физическом проявлении, но и в сохранении в памяти ребенка ее образа, заботы, нежности и чуткости,
заинтересованности.
Возможно ли такое для человека, получающего скромную зарплату и приходящего по собственной воле туда,
где живут группой дети?
Ведь невозможно прописать в инструкции и должностных обязанностях быть добрее и терпимее.
Что же тогда должно двигать человеком? Страх, попытка решать проблемы любым способом, методом, криком,
натяжением струн детских ожиданий добра и уважения.
Каков самый важный мотив у того, кто и выше ростом и опытнее, зрелее, искушеннее, образованнее?
Вопрос. Может это - объединяющая коллектив идея: мы все добрые и нетерпимые к жестокости, к рукоприкладству.
Может это - внутренний кодекс, клятва, молитва о тех, кто оказался вне дома в одиночестве.
Что, как и от чего в душе каждого и всех зарождается личная ответственность за каждый поступок, проступок
посекундно. Это трудно. Но наступает момент, когда душа взывает и вопрошает: "Как же ты можешь,
это же всего лишь дети?"
Да, можно объявить ей, другим - что дети уже пришли такими жестокими, нервными,
не верящими всем и всякому, но в них ли эта вина?
Как упорядочить это понимание, как выстроить это, возможно ли это по сути и содержанию, что для этого надо?
Как сделать так, чтобы в детских домах дети с утра ждали взрослых, а те ждали встречи с детьми?
Как сделать так, чтобы это было постоянством, внутренним содержанием?
Чтобы внешние условия - нищета, малая оплата - не были раздражителем в общении с детьми.
Какие знания и умения обязан или должен передать воспитатель каждому ребенку, и согласно
каких мотивов это должно происходить?
Нужны ли особые технологии, чтобы это стало нормой в общении одних с другими, или что надо?
Мы пытаемся осмыслить это, может у Вас есть мысли и опыт в этом направлении?
Давайте вместе искать и находить ответы на эти важные вопросы.
Жесткости в детских домах быть не должно, Вы с нами согласны?!!
Пишите нам: gezalov(at)yandex.ru
КРОМО «РАВНОВЕСИЕ»
А.Гезалов.
|