На детской конференции «Дети - граждане России: настоящее и будущее» мое внимание привлек приехавший из Петрозаводска руководитель общественно-молодежной организации «Равновесие», автор автобиографической повести «Соленое детство» Александр Гезалов. Живой пример для детей-сирот.
Сила духа, терпеливость, усердие, помогали ему пробиваться по жизни; трудности не ожесточили, а наполнили его сердце добротой и милосердием - высокими качествами, которые сегодня встретишь не у всякого благополучного человека.
Александр рассказал, что 16 лет он воспитывался в одном из детских домов города Суздаля Владимирской области. После выхода из детского дома три года служил на атомной подводной лодке, закончил пять учебных учреждений, последнее из них - высшее университетское, пишет книги. Вместе с ним детский дом покинули 13 ребят, его одногодков. Из них сегодня в живых остался он один, а Александру всего 40 лет. После армейской службы он оказался в Петрозаводске, где сейчас возглавляет организациею КРОМО «Равновесие», которая построила 4 православные церкви.
- В 1984 году я вышел в мир, который не знал, и который не знал меня. Единственный ресурс, который у меня был - это я сам. Все остальные ресурсы я должен был найти или разглядеть в себе. Первое, чем я занялся - самообразование: учился, занимался спортом - получил звание мастер спорта по боксу, играл в футбольной команде. Учился играть на гитаре. Для чего? Для того, чтобы как атомная подводная лодка мог самостоятельно в автономной жизни двигаться в нужном направлении, периодически торпедами уничтожать то, что мне мешало: неумение говорить, представить себя, неумение хорошо одеваться, тратить средства, неумение идти на контакт с теми, кто хотел мне сделать добро.
Свой детский и юношеский возраст Александр проживал не один - вместе с ним воспитывались и два его брата. По стечениям обстоятельств, младший брат оказался на 10 лет в тюрьме, старший - погиб.
- Это результат того, насколько точно нужно знать, выходя из детского дома, куда ты движешься. Я двигался по линии самореализации, адаптации. Важно, чтобы травма не становилась пожизненным бичом, клеймом воспитанника детского дома - мне трудно, пожалейте меня. Мне не надо, чтобы меня гладили по головке, а подсказали, как сделать так, чтобы не гладили. Я хочу быть самостоятельным, человеком, который может сам состояться в этой жизни, достичь результата.
Вспоминая годы, проведенные в детском доме, Александр напомнил как советская система воспитания давила на детские души.
- Рамки детского дома - рамки системы. Система не должна давить, заставлять, подавлять. Должны быть партнерские отношения: ребенок с ребенком, ребенок с воспитателем. Было постоянное ощущение вины: ты всегда перед кем-то виноват. Не было свободы. Ребенок должен расти самостоятельно, у него должен быть свой личный опыт. Вся система работала на то, чтобы направить меня на противостояние. Поэтому случались побеги. Так получилось, что я бегал много и «качественно». Мои побеги оказались для меня положительными. Я много чему научился. Я увидел мир.
Рассказывая о сегодняшнем дне, Александр поделился и своей болью - как трудно живут, и адаптируются к современной жизни сегодняшние воспитанники.
- У нас была ситуация, когда мы собрали воспитанников детского дома в кафе. Поставили перед ними стаканы с кипятком, пакетики чая перед ними. Я сижу, наблюдаю. Они смотрят по сторонам, друг на друга. Я говорю: «А чего вы чай-то не пьете?». Они отвечают: «А мы воду не пьем». Я говорю: «А вон рядом пакетик». «Какой?» - спрашивают они. Взяли пакетик. Смотрят, вода стала мутнеть. Они же привыкли чай в стаканах получать - уже готовый. Говорю: «Сахар берите». Руслан побледнел весь. Спрашиваю: «Руслан, что с тобой?». Он, удивленно: «Где»?
Простые примитивные вещи. Но когда ты выходишь из детского дома, все это становится огромным комом, который давит на тебя. Это ресурс, когда ты подготовлен к самостоятельной жизни, ты знаешь, как заварить чай, как потратить деньги. А мы умели только так ездить в транспорте - контролер спросит билет, а у тебя на пальто надпись краской: детский дом No2 и вопросов нет.
Будучи уже взрослым состоявшимся человеком, Александр не забывает тех, чье детство проходит в детских домах, приютах, интернатах. Он-то знает, как важно внимание, проявление доброты по отношению к каждому ребенку.
- Я в детском доме не получил ни одного письма. Но однажды получил посылку - ее отобрали старшие. У нас был такой закон: получаешь подарок - положи его под подушку. Приходишь - естественно, там пусто, старшие забирают. Я стараюсь сейчас что-то делать для детей - они получают посылки, письма ежемесячно. Из 30-ти городов пишут детям - поздравления и открыточки. Дети затирают их до дыр.
Хотелось бы, чтобы они верили в добро.
Такими словами Александр Гезалов закончил свое обращение ко всем взрослым, присутствующим на конференции. Он знает, поверим и мы, что искренняя вера в добро, истину, терпение помогает оздоровить душу, направить сердце на путь совершенствования и очищения, которые так необходимы каждому живому существу.
Руководитель общественно-молодежной организации «Равновесие», автор автобиографической повести «Соленое детство» Александр Гезалов. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха
http://www.epochtimes.ru/content/view/10520/8/